Стиль и мода в художественной культуре

В современной эстетической науке проблема стиля является наиболее дискуссионной. Некоторые считают, что проблемы стиля не существует, а есть проблема единства искусств. Сейчас более всего изучено стиль прошлых эпох, где уже давно выделены родственные между собой явления, которые можно разделить на группы, направления, школы, отмечаются общими чертами.

Можно согласиться с таким определением стиля, которое учитывает реальный характер жизни общества, особенности мировоззрения и эстетического восприятия, средства художественного отображения. Только комплексное изучение всех этих факторов может дать последствия.

Безусловно, что в области художественной культуры первостепенное значение имеет влияние реальных условий жизни, социальные требования, состояние развития науки и техники в XX в. В эпоху завоевания микромира и космоса, эти факторы играют исключительную роль в художественном осмыслении мира.

Термин «стиль» происходит от латинского styles, что в буквальном переводе означает заостренную палочку, которой писали на деревянных дощечках, покрытых тонким слоем воска. Но еще в древности, наряду с упомянутым значением, этот термин использовали для определения характера письма, а позже — и манеры выражения, присущей определенному автору, писателю или поэту, так, как сейчас мы говорим «перо Данте», «кисть Рафаэля». Постепенно развиваясь и обогащаясь на протяжении веков, этот термин использовался во все более широком смысле. Позже его стали употреблять для определения творческой манеры, характер художественных черт не только отдельных направлений, но и целых эпох.

Что касается архитектуры, мебели, предметов быта, одежды — всех элементов материально-художественной культуры — то под стилем следует понимать исторически сложившуюся единство средств и приемов художественной выразительности, обусловленную единством идейного и исторического содержания.

Понятие стиля материально-художественной культуры в разных общественных формациях и разных национальных культурах разное, поскольку в нем отражаются специфические условия жизни.

Особое внимание надо обратить на то, что под термином стиль не следует понимать только внешние формы искусства, но необходимо видеть и содержание в его конкретно-историческом проявлении. В пределах самой формы невозможно объяснить эстетическую логику, например, готики или барокко. Только анализ конкретного исторического содержания произведений, эстетических идеалов эпохи в единстве с общими формальными средствами может раскрыть суть того или иного стиля.

Таким образом, стиль обусловлен определенным конкретно-историческим содержанием материально-художественной культуры Вместе с тем сущностью стиля есть определенная самостоятельность его формальных признаков, поскольку форма тесно связана с эстетическим мировосприятием художника. Так, например, стилевые черты барокко — внешне одинаковы для всех стран католицизма XVII — XVIII вв., Польши, Испании и некоторых колониальных стран Южной Америки, — имели разные проявления содержания.