Сюжет и живописность картины

2014043021211998e

В творческом процессе большое значение имеет фантазия и чувство, из которых:

  • первая позволяет художнику создавать или синтезировать художественный образ
  • второе — придавать этому образу эмоциональности жизни, выразительности, которая действует на зрителя

Преобладание творческого элемента в художественном произведении придает ему характер определенной условности, которую можно назвать стилем. Эта условность и связь ее с техникой выполнения особенно ярко заметны в графике. Но и в живописи можно проследить ее постоянное движение в направлении то приближения к природе, то ухода от нее. В некоторых случаях последние следы подражания природе исчезают, например как в рационалистических упражнениях Пикассо.

Развитие живописи в XIX веке ярко показывает изменение форм, в которых оказывалось стремление художников приблизиться к природе или отойти от нее. Прежде всего, у представителей классицизма, кроме подражания античным образцам и античной тематики, был уклон в графичность и пластичность, ахроматическое восприятие природы, а потому они отражали природу условно в сероватой или коричневой монохромности. Эта красящая и тональная бедность была основой их колористической гармонии, этим путем они приводили природные краски к единству и спокойствию. Сюжет, содержание картины играли при этом главную роль, оригинальность исполнения была на втором плане, способы и техника почти не изменялись, новость картины заключалась лишь в идейном ее содержании.

В противоположность этому колориту, прерафаэлиты в Англии, Менцель в Германии ввели локальные тона, но не обошлось при этом без резкости и пестроты, потому что объединяющая тональность была ими принесена в жертву стремлению больше подойти к природе. Это же стремление привело их к чрезмерной детализации изображаемого, а это занижало художественную ценность их произведений; их творчество не уходило дальше от первоначальной идеи и не участвовала в исполнении картины. Теперь задача, очевидно, состояла в том, чтобы:

поднять значение живописной стороны картины рядом с сюжетом; решить задачу колорита или гармонизации локальных тонов; обобщать наблюдаемые в природе детали, упрощать изображаемое, добиваясь впечатления живости, то есть реальности; трактовать пластичность живописно, заменив светотень колоритностью; подойти ближе к природе, не копируя ее, а реконструируя ее элементы специфическими средствами живописи.