Романская живопись

Значительное развитие получил монументальная живопись во Франции. Здесь соборы украшались яркими росписями. Размахом фантазии поражали композиции, которые создавали художники. Например, мастер мог рядом со святыми нарисовать фантастических насекомых, семиглавого драконов. Так сделал автор фресок "Построение Вавилонской башни", "Борьба архангела Михаила с драконом", которые есть в церкви Сен Савен.

По цвету фона памятники живописи Франции относят к двум школ: "школы синих фонов" с центром в известном бургундском монастыре Клюни, и "школы световых фонов", примером которой являются фрески из церкви Сен Савен.

В Германии романский живопись был подчинен архитектуре. Святых рисовали в застывших, торжественных позах. Но сюжетные сцены художники изображали более реалистично (например, исцеления Христом прокаженного).

На романский стиль живописи в Италии влияло византийское искусство. Оказалось это в мозаичных циклах собора в Чефалу (1148 — 1189), греческие мастера были их создателями.

В живописи Венецианской республики прослеживаются византийские влияния. Но в мозаиках собора Равенны уже не выдерживается каноническая последовательность в размещении росписей, которой придерживались мастера Византии.

В Испании сохранилось много памятников романского живописи. Ряд общих особенностей имеют росписи соборов: краски насыщенные, образы строго канонизированы. Распространена также была живопись на дереве, которая обусловила создание алтарных изображений Марии и Христа.

Художественное оформление рукописной книги достигает высокого уровня развития в романском искусстве. Мастера украшали страницы виньетками, узорами, красивыми заглавными буквами (инициалами). Со временем появляется книжная миниатюра — иллюстрации к тексту.

Старыми памятниками книжного искусства Библия Хардинга, Апокалипсис из Сен-Севера (1028 — 1072 ГГ.).

Немецкие романские рукописи украшали иллюстрациями с изображением императоров (Оттона III). Фигуры женщин, которые были размещены рядом, символизировали подвластные славянские земли, Германию, Галлию, Рим. В рукописях встречаются пейзажи (фон) и изображения евангелистов. Две школы книжного искусства возникло в Германии — Трирского и рейхенауська.

В Англии книжное искусство достигло больших успехов. Ранние рукописи 10 века, которые создали представители Кентерберийской и Винчестерского школ, хорошо иллюстрированы и щедро украшены. Это Библия Кедмона и "Бенедикционал св. Этельвольд". Много книг с иллюстрациями в XI — XII вв. насыщенные изображениями монахов, воинов и рыцарей, бытовыми сценами.

Также в романском искусстве развивались ковроткачество, чеканка, искусство эмали, резьба, ткачество, литье, ювелирное дело. Эмали, производимые во французском городе Лиможе, получили всемирную славу.

Романским искусством был подготовлен переход к следующему этапу развития — готики.