Готическая скульптура и архитектура в Европе

В немецкой готической скульптуре ценным было стремление создателей передать тонкие психологические характеры, индивидуальные черты. В отличие от французской пластики, немецкая — использовалась для отделки интерьера храмов. Отражает особенности немецкой готики скульптура портала Золотых ворот во Фрейбурге (1240). Скульптуры правого портала западного фасада собора в Бамберге (император Генрих II и его жена Кунигунда). Обобщение и портретность присуща Бамбергскому всаднику — это скульптура, установленная на одном из столбов интерьера этого собора. Он — воплощение стремления к свободе, мужества, гордости. Лучшей конной статуей средневековья считается Бамбергский всадник.

Примерно в середине XIII века на рыночной площади Магдебурга был сооружен памятник основателю города Оттону I. Он был поставлен во времена, когда город вело борьбу против архиепископа за право самоуправления. Памятник установлен на площади (впервые в средневековом искусстве), всадник держится уверенно. Решительный жест, гордая осанка символизируют силу, способность сломить сопротивление феодалов.

Портретные статуи в Наумбурзькому соборе (XIII век) считаются шедевром готической пластики. Пластическое дарования неизвестного скульптора оказалось в изображениях местных феодалов Германа и Реглинды, Ути и Еккегарда. Как завершенный индивидуальный образ воспринимается каждая фигура. Скульпторы показывали людей такими, как они были при жизни: жизнерадостная Реглинда; мечтательная и нежная Ута; умный Еккегард.

Наумбурзький художник с гениальной простотой и жизненной правдой решил рельефные композиции собора: "Измена Иуды", "Суд Пилата", "Тайная вечеря". Все сцены обозначены вниманием к бытовым деталям, они словно взяты из жизни. Вот "Тайная вечеря". За столом собралась группа людей и начала скромную трапезу. Перед ними кусок хлеба и деревянные миски. Один человек из кувшина пьет воду, другие блюдо из мисок берут руками. Детали, мимика, жесты людей — усиливает правдивость образов.

Почти до XVI века в скульптуре Германии хранились готические формы. Разный характер имела монументальная готическая скульптура в разных странах.

Под влиянием мавританского искусства в готической скульптуре Испании получило большое распространение искусство орнаментики. Также пользовалась успехом круглая скульптура. Для развития монументальной скульптуры этого периода большое значение имели многочисленные рельефы и статуи в соборе Сантьяго-де-Компостела. Соборы Испании украшались щедро заалтарным образом (ретабло), которые состояли из разрисованных скульптур и живописных панно.

В Чехии тоже сохранились яркие памятники готической скульптуры. Это сюжетные и орнаментальные рельефы, деревянные и каменные статуи мадонн, портретные головы королей.

Скульптурный автопортрет мастера Петра Парлержа, который находится в соборе св. Вита в Праге, принадлежит к наиболее совершенным образам. Во взгляде мастера читается порядочность, честность, ум. Этот портрет индивидуализирован. Другие работы Парлежа и его учеников характеризует подобные особенности.