Художественный стиль Византии

Раньше, чем в других странах, стиль в материально-художественной культуре сложился в Византии, которая была непосредственным потомком Римской империи и одновременно носителем средневековой идеологии. Формирование художественных черт стиля средневековья произошло в Византии в IV — V вв.

Гибель античной культуры, развитие христианской религии способствовали переоценке ценностей, меняли представление о гармонии тела и духа, повышая значение последнего. Религиозный аскетизм оказывал произведениям материально-художественной культуры абстрагированных рис и форм.

Преобладающим типом сооружений стали церкви, которые изначально строились тайно в катакомбах, а позже, в IV. ст. во время царствования императора Константина, в виде больших базилик и купольных сооружений. Выдающимся произведением византийской архитектуры, который и сейчас производит впечатление, был храм св. Софии в Константинополе (532 — 537 гг.). Величественный по своим размерам, он, по словам писателя Прокопия, «словно свисает с неба на золотой цепи».

Организация внутреннего пространства храма была решена так, чтобы подчеркнуть огромные размеры (33 м) каменного купола. С этой целью массивные несущие пилоны были скрыты за легкими аркадами. Виртуозное решения конструкций, оптические обманы, декоративная отделка — все было подчинено единой идее воспроизведения масштабов купола. Средства монументального искусства, мозаики, фрески усиливали впечатление царствования «божественного» Духа.

Иконопись становится в Византии единственной формой художественного отображения мира. Мебель, предметы быта, одежда господствующих классов в Византии пышно разукрашивались искусными узорами, орнаментами. Особенно славились мастера художественной обработки металла, перегородчатой эмали, резьба.

Памятниками культуры феодализма является преимущественно культовые сооружения, культовая скульптура и живопись, которые донесли до нас стиле средневековья. Церковь, которая была крупнейшим феодалом и законодателем этики и морали, сконцентрировала в себе все материальные и духовные силы народов Европы. Иконы, соборы, предметы быта отбили в себе творческие черты создателей, в основном безымянных мастеров, ремесленников и художников.