Романская скульптура

Щедро были украшены скульптурой романские постройки. Разные, относительно масштабов и пропорций были скульптурные фигуры (это зависело от форм архитектуры и от того, кого изображали). Статуи, которые размещались на колоннах, были выше, чем на фризах. Скульпторы работали с камнем. Во Франции романским скульптурам свойственна строгая канонизация образов и сюжетов. Первые скульптурные произведения были попыткой пластического осмысления формы капители с помощью введения в нее фигуры человека. Но постепенно романская пластика пришла к усилению эмоционального начала (в Муассак портал церкви Сен Пьер, начало XII века).

Скульптуры святых и библейских персонажей на западном ("королевском") портале собора в Шартре завершают развитие романской пластики во Франции. Особенно это проявляется реалистическое мировосприятия художника в статуях, которые размещены на консолях, очень выразительные жесты фигур, одевает их художник в современные на то время одежды.

В Германии скульптуры украшали интерьер храмов, а не фасад. Различные виды декоративной пластики использовались: каменные и бронзовые надгробия, деревянные светильники. Также использовали технику литья. Создание бронзовых дверей для церкви святого Михаила в Гильдесгейми. было важным событием. На дверях — 16 рельефов на сюжеты из Евангелия и Библии. Выразительные сцены изгнания Евы из рая, суд Пилата, бегство из Египта.

Перед замком в Брауншвейге стоит оригинальный монумент, изображающий льва. Оскад пасти, порывистость хищной осанки, динамика напряженного тела — все это создало полный жизненной силы образ, который символизировал воинственность и безмерную власть князя.

Испанская скульптура этого времени обозначена своеобразием. Арабское искусство довольно заметно повлияло на пластике. Деревянная разрисованная пластика была достаточно распространенной в Испании (важный вид народного искусства). В скульптурах портик славы собора Сантьяго-де-Компостела, выполненных в 1183 году мастером Маттео, отчетливее всего оказался романский стиль. Многочисленные фигуры пророков, апостолов и святых подчиняют индивидуальностью характеров, жизненностью выполнения.

В других европейских феодальных княжествах и государствах романская скульптура отмечалась схематизмом, плоскостности, условностью.

Монументальная живопись развивался в связи с романской архитектурой. Живописные изображения трактовались условно, были плоскостными. Важная роль отводилась символике образов. Размеры фигур носили иерархический характер. Фигура Христа была больше, чем фигуры апостолов и ангелов.

В романском искусстве главными были религиозные мотивы. Но часто использовались сюжеты из народных сказок, изображались фантастические существа. В росписях видим акробатов и музыкантов-скоморохов. Работы, как правило, выполнялись в технике фрески. Исключением была Италия, где традиции византийского искусства нашли воплощение в мозаичных композициях.