Стиль барокко в искусстве

В костюме, согласно классовому расслоению общества в XVII — XVIII веках, заметно выделяются черты народного, буржуазного и аристократического стиля. Если первые два были более простыми и менее подчинялись интернациональной моде, воплощая в себе отдельные национальные, народные элементы одежды, то аристократические костюмы быстро меняли свои очертания благодаря прихотям моды, которая часто происходила от королей и их фаворитов и воспроизводила их вкусы, которые менялись в соответствии с их возраста и характера.

Буржуазный костюм в Европе в период барокко был дальнейшим развитием французских протестантских мод XVI в. В нем отразились этические взгляды бюргерства: скромность, бережливость и желание не выделяться внешне среди других. Мужчины носили широкие штаны-кюлоты, которые завязывались под коленом на бант, толстые шерстяные чулки и большие ботинки с квадратными носами, с большими пряжками. Кроме ботинок, носили высокие ботфорты, рубашки с большим отложным воротником, надевали кафтан, облегающий сверху и развернутый вниз. Сверху надевали камзол без рукавов. В моде были широкополые шляпы, украшенные перьями, в Англии — шляпы с высоким верхом — вроде цилиндра.

Главным элементом женской одежды была роба — длинная, почти до земли, рукава были до локтя или чуть ниже, небольшой полукруглый вырез вокруг шеи. Юбка была сильно расклешенная, одевались в первую очередь, широкие нижние юбки. Модным было носить разного рода хвартухы. В холодное время года женщины носили теплые и отороченные распашные шубки вроде венецианских. Женщины покрывали голову разного рода повязками, платками и чепчики. Прически были скромные, гладкие, на прямой пробор, с узлом на затылке.

Посетив в конце XVII в. Западную Европу, Петр вместе с другими нововведениями привез в Россию новые моды одежды, которые он применил лично и заставил принять консервативные круги русского боярства. Также, среди высшего сословия становится популярна западная музыка. Если сегодня всех меломанов объединяет музыкальная социальная сеть в интернете, то в былые времена, люди собирались на специальных площадках с отличной акустикой (театры, сцены и даже гроты).

Известно, что незадолго до вступления на престол Петра I «Стоглавый» церковный собор принял решение о том, что бритье бороды ненавистное богу, который создал человека «по образу своему». Но под натиском царя господствующие круги России начали систематически использовать в быту моды Западной Европы.

За основу нового русского костюма Петр взял более сдержанные английские и немецкие моды. Вернувшись из-за границы, он отдал приказ, в котором, в частности, говорилось, что все русские подданные, кроме монахов, попов и дьяков, должны брить бороду и носить немецкое платье. С ослушников при въезде на московские улицы брали пеню. Купцам было запрещено продавать, а портным шить российское наряд под страхом наказания плетьми.