Эпоха барокко

Законодателем аристократических мод была Франция и ее «король-солнце» Людовик XIV, провозгласил известный принцип: «государство — это я». Эти моды последовала вся Европа. Они назывались версальскими, держались с середины XVII по первое десятилетие XVIII века и имели в своем развитии три периода, в соответствии с изменением возраста и вкусов Людовика XIV.

Когда Петр находился в странах южной Европы, версальские моды переживали свой второй период развития, в ходе которого аристократический костюм приближался к буржуазному. Он состоял из мужской рубашки, безрукавные камзола, который одевался поверх рубашки, и кафтана по фигуре с карманами по бокам. Рукава кафтана имели большие обшлага на пуговицах, украшенные кружевом. На шею мужчины одевался шарф, вроде галстука, на ноги — штаны-кюлоты и ботинки с чулками, на голову — треугольная шляпа.

Все эти элементы костюма были рациональными и более удобными, чем традиционная одежда средневековья, но более приличными, чем флорентийские моды. Время показало, что в течение нескольких последующих веков остались элементы буржуазного костюма: рубашка, брюки, жилет-камзол и кафтан-пиджак.

Возвращаясь к версальской моде, следует объяснить причину появления в костюме такой детали, как парик. В Людовика XIV молодости была замечательная шевелюра, но позже она поредела, и «король-солнце» стал брить череп. Пришлось делать искусственную шевелюру-парик с пышными кудрями, но придворные Людовика XIV сделали парик необходимым элементом аристократического костюма.

В начале (первое десятилетие) XVIII века во Франции наступил третий период версальских мод. Старый немощный король не мог обойтись уже без муфты для рук, висела у него на груди, без теплого пальто и палки, на которую он опирался. Его слабые глаза не могли ничего рассмотреть без лорнета, который висел на ленте. На голове он носил целую сооружение из локонов, которые закрывали верхнюю часть старческого тела до пояса.

Чтобы не быть уродливым других, Людовик XIV сделал этот костюм обязательным для всех своих придворных.

Несмотря на всю нелепость версальских мод, особенно последнего, третьего периода, они нашли последователей в аристократических кругах XVIII в. во многих государствах Европы.

Восемнадцатое столетие вошло в историю бурными событиями буржуазных революций, крупных народных восстаний, деятельностью энциклопедистов. Это было столетие, подарившее миру великого Ломоносова, Радищева и гениального Людвига ван Бетховена.

В результате победы буржуазии оно принесло победу нового строя. Победу буржуазии над феодализмом, образования над суевериями, промышленности над ремеслом, буржуазного права над средневековыми привилегиями. Однако неравномерный характер развития капитализма, национальных тенденций, привели к тому, что буржуазия как господствующий класс не могла создать единый стиль материально-художественной культуры, ни в начале своего господства, ни в период дальнейшего развития. Именно поэтому в стиле материально-художественной культуры, возникшей в XVIII веке, более отражают вкусы дворянской аристократии, чем буржуазии Западной Европы.

Восемнадцатое столетие в России проходило в совершенно других социально-экономических условиях. Аграрно-помещичья Россия жила в условиях феодальной формации и крепостного права, поэтому стилевые черты барокко существовали в России до 70-х годов, постепенно освобождая место для нового стиля, так называемого классицизма, на путях которого выдающиеся зодчие создают шедевры отечественной архитектуры конца XVIII — начала XIX века. Таким образом, хронологические периоды стиля западноевропейской архитектуры и архитектуры России не совпадают. В первой половине XVIII века Франция переживает стиль Людовика XV — рококо, а в России продолжает развиваться стиль, близкий к барокко.