Этрусская живопись и скульптура

В этрусков распространение пластика, ее расцвет пришелся на VI — начало V в. до н. е. Статуя из терракоты щедро украшались храмы в это время. Скульптор Вулка из города Вэй был одним из самых известных мастеров. Он автор статуи Аполлона в Веях, которая была выполнена для фронтонной группы храма. Изображала эта терракотовая композиция спор между Аполлоном и Гераклом за оленя. В энергичном шаге изображено бога искусства и света. Пластическое моделирование, поза, условная улыбка напоминают образы архаики.

Этруски владели искусством обработки бронзы и художественным литьем. Бронзовая скульптура "Капитолийская волчица" принадлежит к памятникам V в. до н. е. На ней изображена композиция основателей Рима, братьев-близнецов Рема и Ромула, которых кормила волчица (фигуры детишек не сохранились, их создал в XVI веке итальянский скульптор).

Мастер-этруск (неизвестный) воспроизвел волчицу, подчеркнув ее напряженный взгляд, настороженные уши, удлиненную голову.

Среди памятников этрусской скульптуры особое внимание привлекают статуэтки из терракоты и бронзы, и большие статуи воинов.

Значительный вклад этруски сделали в развитие скульптурного портрета. Терракотовая голова с Кюзи (VI в. До н. Э.) является свидетельством этого. Скульптурные портреты выполнялись на монументальных терракотовых саркофагах или располагались на крышам погребальных урн.

Лучше всего сохранились на стенах гробниц образцы этрусского живописи. Художники изображали реальные жизненные сцены — развлечения, рыбалку, игру на музыкальных инструментах, атлетические соревнования, охоты, а также мифологических героев.

Центром живописи Этрурии были Тарквинии. Например, здесь в одной из гробниц сохранились изображения пира, крылатого демона, а также великолепные росписи на темы "Одиссеи" Гомера.

Сцена пира принадлежит к лучшим росписям. В центре изображены женщина и мужчина, которые сидят в зале, потолок и стены которого украшены декоративными композициями.

Прислуживает гостям мальчик. Наряду танцуют юноши и девушки.

Славилась Этрурия и изделиями декоративно-прикладного искусства. Большим спросом пользовались ювелирные изделия из слоновой кости, серебра, золота.

Этрусская керамика отмечалась высоким развитием. Керамика от длительного обжига приобретала черного цвета — "буккеронеро" (в переводе с итальянского языка означает черная земля). Вазу после выжигания полировали горячим камнем и украшали лепными фигурками или рисунками, рельефами.

Искусство Этрурии — неотъемлемая часть римской художественной культуры.