Живопись и скульптура в Древнем Египте

Мастера стенописи в Египте использовали красители минерального происхождения. Красную краску получали из красной охры, голубую — из лазурита, зеленую — из малахита, белую — из известняка, желтую — из охры.

От назначения настенных росписей зависел их содержание. В заупокойных храмах росписи прославляли царя, изображали охоту, сражения, рассказывали о рыбалке, жатва, сев и труд ремесленников.

В скульптуре Древнего царства наблюдаются два вида рельефа: контррельефы и барельеф. Разворачивается композиция рельефов в горизонтальных плоскостях, которые располагаются одна под другой. Принцип построения человеческой фигуры на плоскости рельефа, также своеобразный,- грудь и плечи изображались в фас, ноги и голова в профиль. Фигура царя или вельможи была по размеру больше, чем других персон. Следуя канонам изображения, создатели пытались расширить круг образов и сюжетов, вводя в композиции жанровые эпизоды, сцены труда.

Много ярких сцен, знакомят нас с социальным укладом, обычаями, бытом Древнего Египта, можно встретить в рельефах гробниц IV — V династий. На одном из них видно стадо, которая переходит канал. На плечах погонщик несет теленок, что тянется к своей матери, которая идет позади. На втором рельефе — сборщик налогов жестко бьет земледельца, который не возвращает долг. Рядом танцовщицы, что развлекают обладателя. Канонизация в египетском рельефе еще очень устойчива, несмотря на реалистичность образов. Преобладают строгая последовательность в расположении на плоскости фигур, геометризация контуров, линий, максимальный лаконизм образов, четкое чередование ритма.

Важные социально-политические изменения происходят в Египте в конце периода Древнего царства. Гигантские строительные работы по сооружению храмов и пирамид, постоянные войны привели к ослаблению власти фараонов и подорвали экономику страны. Египет был разделен на области — номы, а между их правителями развернулась жестокая борьба.