Архитектура и скульптура в Римской империи

Раскопки Геркуланума и Помпей, погибших в 79 году в результате извержения Везувия, дают больше материала о принципах планирования римских городов. Улицы делили город на квадраты. В центре был форум, неподалеку — амфитеатр, термы, школа для гладиаторов, рынок.

Жилые дома состоятельных людей имели две части: в одной жила семья, во второй принимали гостей (атриум — гостиная для торжеств и бассейн). В атриума примыкали двор (город для отдыха — внутренний открытый двор) и бытовые помещения. Бедные люди жили в многоэтажных домах (инсулах), которые сдавались в аренду, в очень тесных кварталах с узкими грязными улочками.

Своеобразных особенностей архитектуре предоставило христианство. Оно возникло в I веке н. е. и стало в 313 году господствующей религией Рима. Основной тип храма — базиликальный — выработало христианское зодчество. Христианские базилики по форме напоминали античные базилики — административные и судебные дома. Были они прямоугольными, их внутреннее пространство делился на нефа рядом колонн. Средний неф был выше и шире, чем боковой. Базилики украшались внутри мозаикой и мрамором, внешне были очень просторными. К ранним типов христианских храмов относятся базилики святых Петра, Павла и Марии Великой, которые были построены в IV в.

Еще одним типом строения, представлена ранняя христианская архитектура — центрический, который был похож на римский круглый храм. Например, мавзолей Констанцы, дочери императора Константина.

Высокого уровня в период Римской империи — достигло искусство скульптуры. Римские художники создали много статуй в честь политических деятелей и императоров. В этих статуях сочетаются правдивость в передаче натуры с идеализацией образов. Мраморная скульптура Октавиана Августа является образцом такого типа статуи. Мастер показал его как полководца, с жезлом в руке. Спокойная, гордая поза, классические пропорции фигуры, идеализированные черты лица — все очень похоже на статуи греческих героев. Скульптор поместил у ног императора изображение дельфина и амура — символ богини Венеры (род Августа происходил от нее).

Во второй половине I века н. е. во времена правления династии Флавиев, высокого уровня развития достиг скульптурный портрет. Ему свойственна эмоциональная насыщенность, большая образная сила. Очень правдиво передают натуру скульптуры этого периода.

Портрет императора Вителия является типичным памятником периода правления Флавиев. В портрете императора можно увидеть массивный подбородок, тяжелую стареющую голову, а в выражении лица можно прочитать самовлюбленность честолюбца.

Бронзовый бюст банкира Лукин Цецилия Юкунда из Помпей передает цинизм, жадность, черствость портретируемого.