Римский портрет и римская живопись

В развитии римского портрета времен императора Адриана и его преемников наблюдаются новые веяния. Любимым образом становится Антиной, который был другом императора и утонувшего в Ниле. Многочисленные бюсты, статуи, рельефы изображают Антиноя как римского бога или греческого атлета. Полные замысла, грусти портреты Антиноя. Мастерски владели обработкой мрамора авторы этих работ.

Из монументальных портретных произведений известной является конная статуя императора Марка Аврелия (бронзовая) — "философа на троне" (170 год н. Э.). Отличается простотой фигура Аврелия: одет в солдатский плащ, он приветствует войско.

Дальнейшее развитие скульптурного портрета уходит в направлении достоверной передачи характера и внешних черт портретируемого. Бюст императора Каракаллы является классическим примером. Массивные грубые черты лица, гневный тяжелый взгляд, резкий поворот головы раскрывают образ коварного и жестокого деспота.

Реалистичное отображение характера коронованных особ без идеализации и украшений присуще также портретам императоров Максимин фракийцы и Филиппа Аравитянина. В последнее время рабовладельческого Рима, когда влияние христианства увеличился, скульптурные портреты стали отмечаться схематизмом. Огромные широко раскрытые глаза, лишенные жизненности лицо, большие размеры — признаки скульптуры характерные для этого периода. Например, в статуях Валентиниана и Константина прослеживается отход от реалистических принципов, от норм античного искусства.

Рельефная скульптура получила должного развития в период империи. В Алтаре Мира, построенный во времена Августа, на ленте фриза изображена процессия во главе с императором и членами его семьи.

Рельеф получил широкого развития при императоре Траяне. Сцены рельефа (200 м.) Колонны Траяна, были посвящены победной войне римлян с дунайскими племенами — документы эпохи. Они рассказывают о военном искусстве и о быте римлян той эпохи.

В этот период, большое развитие достигла живопись. Как свидетельствуют раскопки в Геркулануме и Помпеях, дома зажиточных римлян были украшены настенными росписями. В провинциях империи, в частности на Востоке, в Пальмире фресковые росписи достигли особого расцвета.

Сословная портретная живопись из некрополя Фаюмского оазиса получил всемирную славу. Здесь римские и восточные традиции переплелись с традициями эллинистического искусства. Выполнялись портреты на дощечках или на полотне в технике энкаустики — восковой живописи.

Изображение пожилого человека (I век) заслуживает внимания. Его некрасивое лицо воссоздано реалистично. В его взгляде чувствуется беспокойство, которое можно воспринять как скорбь по скоротечной жизнью. Художник достигает почти скульптурного объема, используя светотень.

В христианских катакомбах (подземные помещения и галереях), которые на многие километры протянулись под Римом, сохранились интересные образы — Давида Авраама. Росписи первых христианских базилик также выполнялись в духе античных традиций. Изображения императоров, святых, аллегорические сцены, посвященные подвигам и жизни первых христиан, очень похожи на античное искусство. Постепенно под влиянием христианства искусство теряет земное содержание, а реалистичные жизненные образы меняются канонизированными образами святых. Так начало формироваться искусство нового периода — средневековье.

Римское искусство сыграло значительную роль в формировании художественной культуры многих стран мира.