Реализм в картинах Эдуарда Мане

mane

В то время, когда Мане выходил на сцену (примерно 1860), во французском живописи доминировало две главные течения: реализм и классицизм. Официальной течению, господствующей в институте культуры, был классицизм в той его разновидности, которая тогда называлась «стиль нео-грек».

Золя запятнал этот стиль как антихудожественный, как результат приспособленчества искусства вкусам светского общества. Типичным представителем этого стиля был Кабанель и Золя иронически советует Мане одолжить у Кабанеля пудреницу, чтобы украсить щеки и груди своей «Олимпии».

После Энгра классицизм стал вырождаться, и развитие живописи пошло стороной от официальной школы. В это время уже работали Коро, Милле, Домье, Курбе, и хотя реализма в живописи не было, во всяком случае у него уже были признанные вожди. Во главе стоял Курбе. Как ни странно, но именно с него во французском живописи начинается отклонения в отрасль формальных исканий. С падением засилья классиков, художники увидели вокруг себя бесконечное жизни, отражение мира и в большом, и в малом. Естественно, они должны были искать соответствующего нового духа времени, по средствам художественного выражения в живописи.

Продолжая следовать линии Курбе, Мане был настоящим творцом той концепции, которая сравняла для художника все сюжеты без разделения их на высокие и низкие, достойные и недостойные его. Техника рисования Мане была уникальна на то время. В то же время поставила особые требования к выполнению и к методу использования живописных мероприятий выразительности. Мане развил в них логический конец тенденции реализма — к отображению природы.

Реализм внес то новое в живопись, что он значительно расширил область тематики, принимая сюжеты из современной жизни, а не из мифологии и истории, и изменил принципы композиции в соответствии с характером изображаемого, а не по готовым схемам и рецептам академий. Наконец, в технике лучшие представители реализма заменили старую дотошность — пастозным письмом, широкой манерой, большими, грубыми мазками, часто заменяя кисть шпателем или обычным ножом. Но даже у лучших художников-реалистов, например, у Курбе, колористические задачи стояли на втором плане, их живопись имела все признаки древних канонов условности. Картина Курбе «Борцы», которой он гордился как произведением, равный силе изображения нагого тела образцам Микеланджело, была беспомощна по колориту. Так изображенные борцы казались вырезанными из картона на фоне неба и земли. По выражению Мутера, колорит Курбе имеет музейный запах.