Колорит в картинах Мане

mane

Задачей живописи не является простое подражание природе, хотя подражания в живописи играет большую роль, потому что каждый художник учится и должен учиться у природы. Но это подражание в то же время не должно является копированием; художник должен творчески перерабатывать свое восприятие природы.

Мане высоко ставил колористические задачи живописи и был в этой области новатором. Это не определяет, что художественное наследие не играла роли в его открытии. Наоборот, он искал среди старых мастеров себе учителей и нашел его в лице Веласкеза.

Старые мастера XVI и XVII столетий оставили несколько магистральных решений колорита: венецианцы — золотистый тон; Рубенс — красно-пурпурный и зеленый; греки — лимонный и светло-голубой; Рембрандт — красно-коричневый тон.

В основе этих колористических условностей лежало предположение, что свет — желтый, золотистый, теплый. Но Веласкез принял за свет — нечто серебристое, а в основу гармонизации тонов положил синее, то есть воздушные рефлексы.

Вот почему фигуры и вещи на картинах Веласкез плавают в воздухе, обвитые им. Этим художник приблизился к природе, изменив условную тональность на естественную и реальную. Мане пошел по пути, проложенным Веласкезом. Сначала он искал гармоничных отношений в крайностях палитры, в гармонии черного и серого с розовым. Он манипулирует черным и серым, противопоставляя им почти полностью белый, и на этом сильном и глубоком фоне делал несколько высоких нот, ясных, даже резких пятен зеленого и желтого, смягчая резкости розовыми тонами. Так он получает эти неожиданные, характерные для него аккорды в результате вмещения ясного пятна на большой площади из серого и черного. Этим методом он написал «Олимпию», «Женщина с попугаем», портрет Моризо с веером, портрет Нины де Калиас.

Этот «испанский» период его деятельности длился примерно до 1867 г; позднее его краски становятся более ясными, сильные контрасты исчезают, и появляется светло-голубая гамма с розовым. Свет — холодный, серебристый; тени голубые или фиолетовые. Синяя — доминантная нота на темно-сером. Никто до него не пользовался так удачно — синим, для выявления мягкости и свежести, для предоставления колориту чудесного блеска. Он был и остается метром блестящих вариаций, искрящихся или нежных, которые только можно достать из нюансов лазурного.