Готическая живопись и архитектура в Европе

В Германии монументальная живопись имел свои особенности. С конца XIII века в живописи Германии растет интерес к реальным явлениям, появляются композиции на темы рыцарских романов, придворной жизни.

Портрет Ульриха Регенбурзького, который решен в графически-декоративной манере заслуживает внимания.

Типичной для XIV века является кельнская школа живописи. Ее мастера выполняли станковые композиции на темы из жизни Марии и Христа. Эти образы завораживают лиризмом, искренностью, человечностью.

В искусстве Испании все большую роль играют ретабло, со временем в их отделке живопись начинает вытеснять скульптуру.

По своему характеру итальянская готическая живопись приближается к византийской. Но в ней уже появляются признаки ренессансного искусства. Примером являются мозаики Монреальского собора, где в религиозных композициях уже усиливаются светские элементы и начинает расти интерес к обычному человеку.

С творчеством Чимабуэ (конец XIII — начало XIV века) связаны выдающиеся достижения итальянской живописи. Чимабуэ проявляет интерес к жизненной правдоподобности, реального мира («Распятие» из Ареццо, росписи нижней церкви в Ассизи, «Мадонна», из галереи Уффици, что во Флоренции).

В Чехословакии сохранились очень интересные образцы монументальной живописи. Это росписи церкви в Либице (XIV в. 50 — 70-е гг.). Пейзаж и элементы быта разрабатываются в композиции этих росписей.

Выдающийся мастер Теодорих (один из авторов отделки резиденции короля Карла IV — Карлштейна) работает в настоящее время. Его многочисленные произведения (росписи на дереве, циклы фресок о королях) принесли заслуженную славу.

Композиции Вишебродського алтаря (1350) свидетельствуют о значительном уровне чешского иконописи.

Росписи мастера из города Тржебонь, который украсил местную церковь в 70 — 90 гг. XIV века, отличаются высокой культурой. Он передал размещения фигур в пространстве с помощью светотени. Эти композиции — один из важнейших этапов готической живописи.

Книжная миниатюра также развивается в XIII — XIV вв. Франция была значительным рукописным центром. В книгах начинают появляться реалистичные композиции, связанные с содержанием и объединенные одним действием. Иллюстрировались не только религиозные, но и научные труды (Платона, Аристотеля).

Усилением признаков реализма (в иллюстрировании светской литературы) отмечается французская миниатюра конца XIV в. (“Энциклопедия жизни средневековой Франции” и “Большие французские хроники”).

Немецкие миниатюры тоже свидетельствуют об усилении внимания к жизненным сценам (рукопись Манессе, первая половина XIV века). С большим мастерством миниатюрист рисует придворных дам, скоморохов, охоты, использует мотивы рыцарской литературы. Германское готическое искусство 14 века даже в нынешние дни не потеряло актуальности, к примеру, разработка логотипа от brand-factory.ru, считается одной из лучших в России, и неудивительно т.к. компания часто использует готические элементы в своих работах.

В искусстве Англии миниатюра также занимала важное место. Иллюстрировали художники многочисленные научные трактаты, легенды о короле Артуре и его рыцарях. Календари, украшенные рисунками, получили особую славу. Миниатюры дополняли морализаторские рассказы о жизни животных (бестиарии).

Развитие испанской миниатюры характеризуют реалистические тенденции («Торжественные стихи короля Альфонса Мудрого»). Книги украшались орнаментом.

Высокое развитие художественных ремесел в период готики обеспечивали цеховые объединения. В Европе распространенным было производство мебели, которые были украшены резьбой. Иногда мебель повторяли объемы готических сооружений.

В области резьбы на кости также происходил значительный прогресс. Иконы, различные ящики, изображения святых, домашние алтари — все это радовало глаза сюжетными рельефами, узорами.

Хорошую славу имели немецкие выемчатые эмали, парижские обои. Одежда состоятельных слоев был украшен украшениями из камней, серебра и золота.