История славянской вышивки

О существовании вышивки на территории современных российских земель в древности свидетельствуют древние историки, в частности Геродот, и различные материалы археологических раскопок. Так, в могилах первых веков нашей эры были найдены остатки шерстяной одежды, украшенные многоцветной вышивкой. На одной из таких вышивок видны красные и желтые цвета.

На резном диптиха IV в. «Варвары» — славяне, преподносят дары императору Констанцию, изображены в одежде, богато украшенном вышивкой; узоры состоят из сетки ромбов.

Вышитые рубашки такого же типа существовали и в период Киевской Руси, о чем свидетельствует серебряный браслет работы киевских мастеров так называемого Тверского клада с изображением мужской фигуры. Массовое распространение вышивок на мужской одежде подтверждается летописями, а также изображениями на фресках Софийского собора в Киеве. Есть сведения о введении княгиней Анной Мономахивною обучение вышивальному искусству в монастырских школах.

На широкое применение вышивки в древнерусском быту указывают, в частности, рассказ араба Ибн-Фадлана о русском похоронном обряде, в котором упоминается, что скамейку, изготовленную для Погребной церемонии, покрывали вышитыми коврами.

О существовании вышивки на территории современного Крыма свидетельствуют многочисленные «каменные бабы» (X — XI вв.), На которых четко обозначены вышивки на уставках, манжетах и подолах одежды. Изображенный на них геометрический узор, переходя от поколения к поколению, сохранился до наших дней и встречается в современных народных вышивках.

На ряде тканей, сохранившихся в виде небольших фрагментов, добытых при раскопках, отчетливо выступают вышитые узоры вроде строк ломаных линий, сетки ромбов, и двойных кружочков. На некоторых из них, например, на фрагменте с узорами, ясно обозначается техника вышивания — цепочкой.

В 70-х годах XIX в. прогрессивные общественные круги обратили внимание на высокую художественную ценность народных вышивок. Начинается их коллекционирования и изучения. После первой кустарной выставки, состоявшейся в Петербурге в 1902, изделия вышивальщиц нашли сбыт за рубежом (Англия, Германия, Дания). Не раз получали они высокие награды, как на российских, так и на зарубежных выставках.

Прогрессивная часть земства имела целью задержать упадок и восстановить традиции и художественное качество народных вышивок. В частности, были организованы школы и курсы. Однако эти меры не дали заметных результатов и не смогли защитить народную вышивку от мещанского безвкусия и антихудожественных воздействий тогдашней фабричной продукции.