Украинская вышивка в 20 веке

Одноцветными вышивками славилась Полтавщина. Замечательное впечатление производят женские рубашки, белые рукава и другие детали которых сплошь покрыты геометрическим орнаментом, выполненным небеленой нитью. Тонкая работа, сочетание различных техник — наличники, выреза, выколи, зернового вывода, верхоплут, сетках — создают красоту и богатство полтавских вышивок. При использовании двух или трех цветов — темно-голубого, синего и зеленого или серо-голубого, светло-бежевого и коричневого, — особое внимание уделялось гармоничному и спокойному подбору этих цветов.

Любили полтавские мастерицы и растительный орнамент. Достаточно стилизованный, выполненный в одном цвете, чаще всего в красном или голубом, он не уступает своей красотой перед геометрическим орнаментом.

Вышивки на территории современной Днепропетровской области имеют много общего с вышивками Полтавщины. Однако в отличие от последней здесь были популярны полихромные вышивки полукрестик и мелким крестиком. Часто полукрестик вышивки выполнялись грубой нитью и производили впечатление рельефных. Узоры преобладали геометрические.

Обращают на себя внимание ажурные манишки мужских рубашек, украшенные белым узором и обведенные по краям черными или цветными полосками. Полоски выполнялись иглой, подобный способ отделки встречаем и на полотенцах. Особой декоративностью отмечаются вышивки на корсетку, которые шились из черного сукна или бархата. На их темном фоне ярко выделяется цветная гладь сочных растительных узоров из зубчатых листьев и очень стилизованных цветков мальвы.

Интересны и разнообразны вышивки Восточного и Западного Подолья. В них преобладают геометрические узоры. Растительные мотивы, как правило, очень стилизованы. Среди многочисленных видов техники вышивания главное место занимает низменное шитья. Количество цветов подольских вышивок ограничено. Есть много одноцветных красных, черных или вышитых другой небеленой нитью, а также двухцветных — красно-черных, реже с синим или желтым цветом. Замечательные вышивки, выполненные одной белой или кремовой нитью, их звали свадебными. В селе Клембивци, Винницкой области, вышивали серебряной и золотой нитью.

Своеобразная вышивка бытовала на юге Тернопольщины. Особое внимание обращают на себя шерстяные черные вышивки со сгущенным, высоким рельефом и цветным эффектом достигается обводкой отдельных плоскостей вышивки яркими цветными нитками. Иногда такие вышивки напоминали собой полыхание цветных огоньков. Если вы счастливый обладатель старинной, дорогостоящей ткани, то позаботитесь о поддержания правильной влажности воздуха. Купите себе аквариум, я свой заказывала через интернет магазин аквариумного оборудования на сайте biodesign.by для поддержания требуемой влажности, на много лучше чем банальные увлажнители воздуха!

В Галичине среди богатого наследства различных узоров выделяется ряд оригинальных, свойственных только этим местностям типов. В городах и окрестных селах был распространен своеобразный тип вышивки, известный под названием “городоцкого Стиба”. Он отмечается полосатой построением, каждая полоса состоит из различных элементов мелкого узора — звездочек, известных в народе под названием «месячки», «пивзирочкы». Каждая категория узора выполняется своей техникой, но всегда в красный цвет, с малым вкраплением белых, темно-синих и красных нитей. Такие вышивки украшали манжеты, воротники на женских рубашках и платки, на которых оригинально решена композицию вышитого угла.

Также вышивали льняной небеленой нитью, натертой для прочности воском, по белому или серому полотну — равными густыми полосками. Чаще всего такими вышивками украшали воротники, манжеты и пазухи мужских рубашек, а также запаски. Несмотря на внешнюю простоту, этот вид шитья требует кропотливого труда, внимания и технической сноровки. Добротность исполнения, тонкость цветовых соединений вышивок свидетельствуют о высоком художественном вкусе их создателей.