Славянская вышивка 20 века

Памятники народной вышивки XIX — начале XX в. сохранились в значительном количестве во всех районах Украины. Наибольшую группу составляют волынские вышивки. их объединяет общность узоров, цветов и техники. Древнейшие типы народных узоров сохранились в северной части Волынской и Ровенской областей, в так называемом Полесье.

Именно для полесских вышивок характерны упрощенно геометрические узоры, такие, как строки единичных или по несколько вписанных один в один ромбов, время с удлиненными концами, иногда со срезанными снизу и сверху углами или только половинками ромбов. Случаются крестик фигуры или звезды в различных композициях.

Наибольшее разнообразие узоров вышивок, связана со средней полосой Волыни. Здесь они также преимущественно геометрические, но нередко с растительными мотивами. Распространена вышивка восьмиугольных звезд. В южной части Волыни вышивки, особенно на манишках мужских рубашек, строятся с достаточно простых, главным образом геометрических мотивов. Основу их составляют обычные или вытянутые ромбы, заключенные в шахматном порядке или косыми рядами, иногда сходятся посередине манишки под углом. Часто такой орнамент построен на узоре восьмиугольной звезды в многократном повторении, выполняемой как гладью, так и крестиком. Растительный орнамент имеет вид реалистично трактуемых роз, реже других цветов с веточками и без них.

Все эти узоры очень простые по замыслу, не впечатляют чем-то чрезвычайным и вместе с тем приятные своей обдуманной сдержанностью, скромностью и точным применением.

Основным цветом на Волыни и особенно на Полесье был красный. Иногда с красной каемкой, по бокам узора, а иногда и посередине прилагалась тонкая черная или синяя полоска в одну или две нити. Значительно реже встречается один черный цвет. Вышивали также только выбеленными льняными нитками, что давали приятный блеск. Многоцветность была случайным явлением. Многие узоров сочетают в себе различные виды техники.

Применялась также хрестикова техника, преимущественно в вышивках с растительным орнаментом.

На Волыни, как и везде на Украине, вышивками украшались различные предметы зимнего, летнего мужской и женской одежды. Особенно сложные узоры и в более изысканных композициях подбирали для рубашек. В мужских рубашках вышивались достаточно широкий прямоугольник на груди (манишка) и стоячий воротник и манжеты (чехлы). Женские рубашки богаче вышитыми украшениями. Сосредоточены они главным образом на рукавах.

Для Киевской вышивки, характерно геометрический растительный орнамент. Узоры сравнительно узкие, но сложные, четко и оригинально построены. Обычно они красного цвета с черным, иногда с малым приложением желтого. Белый фон полотна подчеркивает рисунок и предоставил вышивкам ясного вида. Иногда белые вышивки, наделяли небольшим количеством красных или черных нитей. Вышивки на декоративных полотенцах конечно красного цвета, сложных композиций.

На Черниговщине были распространены более сложные узоры. Преобладали красный и белый цвета. Иногда использовался синий с красным, на белом основе.

Высокими художественными качествами отмечаются декоративные полотенца. Чаще всего их украшали растительным узором, техникой глади в красном, время с небольшим приложением синего цвета. Для Черниговщины типичны такие виды техники: качалочка, гладь, набор (челночная техника), вырезание с наличником, штамповка, сетка крестик и тому подобное. Использование комбинаций нескольких видов техник вышивания дает интересные эффекты.