История украинской вышивки

С развитием капиталистических отношений во второй половине XIX — начале XX в. в некоторых районах вышивка выходит за рамки домашнего промысла и принимает форму кустарной промышленности, в которой безземельное и малоземельное крестьянство искало вспомогательного заработка. Из за невысокого художественного вкуса заказчиков, вышивки иногда выполнялись за низкопробными альбомными образцами и потеряли свою непосредственность и чистоту народного орнамента.

Живописно выглядят вышивки цветной гладью, на которых изображены красочные цветы. Они украшали рубашки и женские платья. Типичной была также вышивка гладью на бавници — головных уборах замужних женщин. Их узор компоновался так, что между широкими светло-красными полосами шла шелковая сеть мелкого геометрического узора в соединениях желтого, синего, зеленого и красного цветов.

Для юго-западных районов Львовщины характерна отличная по стилю группа черных крестикових геометрических вышивок с частично зашитым фоном. Оживляют их небольшое приложение красной нити и тонкие просвещения полотна в виде полос ломаных линий или растительных узоров. Преобладает такая композиция, где центральный узор замыкал с двух сторон легкое кружево зубчиков или цветков, смягчающие контрасты перехода от темных цветов вышивки к белому холсту рубашки.

Особенностью этих районов были “уставки” на рукавах мужских рубашек. Они отличаются от женских, как своим несложным орнаментом, так и простой расцветкой. Узоры образуются пересечением продольных и поперечных полосок, различных по длине прямоугольников; которые на концах уставок часто выполняются крестиками, звездочками и другими мотивами. Основные цвета — синий и синий с черным, к которым добавляется зеленый, реже желтый и красный. Таким же образом вышивались морщины вокруг воротника и на юбках (чуть ниже пояса).

Оригинально выглядят женские рубашки, на которых спереди у самой шеи на полосе густых сборок шириной в пять пальцев искусно вышиты геометрические узоры. Подобные нагрудные вышивки называются «рамами» или «на рамах». Так же вышиваются сборки круг манжета — выполняется двумя иглами одновременно. Одной из них перетягивается нить, как при ткачестве, а второй, более тонкой, — заключаются различные узоры.

Высокохудожественные памятники вышивки XIX — начале XX в. сохранились на территории Ивано Франковской области. Они имеют преимущественно геометрический орнамент. Большинство из них — одноцветные, но есть и многоцветные. Преобладают светлые веселые насыщенные цвета: светло красный, оранжевый, желтый нескольких оттенков, светло-зеленый, синий, розовый, фиолетовый и бордовый. На первое место выступают красные и зеленые цвета. Вышивальщицы с большим вкусом и умением оперировали этими цветами. С одинаковым мастерством решали они как простые, так и сложные сопоставления красок. Поражает также необычайное богатство техники вышивания. Использовался оригинальный тип сопряженной сетки между двумя краями полотна на искусственно подложенных грубых нитях. Места ее на стыке с полотном маскировались косичкой, произведенной косой гладью. Обычно такой мережкой украшались уставки рукавов рубашек.

В отдельных районах Прикарпатья вышивки имели локальные особенности. Для Косово и его окрестностей, например, типичны сложные вышивки мелкого рисунка и живых цветов. Они украшали рукава праздничных женских рубашек, головные уборы, мужские рубашки и другие предметы одежды. Следует упомянуть также косовскую вышивку шерстяными нитками. Характер узора и рельефность шитья часто делают их похожей на резьбы.