История украинской культуры и искусства

В истории искусств давно уже установлено, что расцвет искусства приходится на время возрождения народа. В таком понимании и украинское искусство не составляет исключения: времена, когда оно определилось и дало наиболее яркие образцы народного творчества.

Сутки Хмельницкого и следующие после нее ближайшие десятилетие, кончая первой четвертью XVIII века, сочетались с самым интересным периодом жизни украинского народа, жившего в эти времена свободной жизнью. Поэтому, считается, что история украинского искусства начинают со второй половиной XVII века. В действительности это не совсем так. Как украинская национальность появилась в мировой истории не в XVII веке, а значительно раньше, так и украинское искусство имеет более долгую историю.

К большому сожалению, с первых времен жизни украинского народа, осталось так мало памятников (причем значительная часть памятников, дошедших до нас, испорчена реставрациями), что по ним трудно судить о тех формах украинского искусства.

Наконец то, что сохранилось до наших дней от древнейшей эпохи украинской истории, — так мало изучено, что еще очень трудно сказать, о древней сути Украинской народной творчества, тем более, что о нем самом, до сих пор ведутся споры в самых важных вопросах.

Каждый народ имеет свое искусство, тесно связанное с самой сутью его национального лица, с этой стороны не ставят исключения даже дикари. Поэтому и украинский народ, как только он выступил на арене истории, имел свое искусство, которое отвечало народном духу. Те обломки искусства, которые добыты из раскопок, или случайно находят на территории Украины и которые относятся к так называемой общерусской истории, — свидетельствуют о том, что в пределах прикладного искусства, украинская живопись подлежала краеугольным воздействиям. Среди многих вещей, нам встречаются и такие, которые по своему замыслу, не могут быть отнесены ни к какому из искусств соседних с украинским народом. Это и есть настоящие образцы украинского народного творчества. Сравнивая их с вещами более новыми, которые сохранились в большом числе по нашим музеям и относятся к временам буйства жизни украинского народа, часто можно с уверенностью сказать, что данные вещи, по своей форме и содержанию, имеют тесные наследственные связи с более поздними.

Изучение украинского искусства по поздним образцам, это единственно верный путь. Противоположный способ изучения, при современном состоянии археологической науки, может привести к ложным выводам.

Теперь, переходя к преподаванию наиболее характерных и самобытных черт украинского искусства, необходимо сказать, что под самобытным украинским искусством мы понимаем вовсе не абсолютную величину, а то относительную. Живя среди таких соседей, сильных своей культурой, как Византии, Польша и вообще Запад, а также Москва и Восток — Украины, которая имела с ними очень оживленные торговые и военные отношения, подлежала большим влияниям их культур.

В данном случае она оказалась в таком состоянии, как и каждый иной край, который начинал свое политическое и культурное рождение позже своих соседей-государств; справедливо говоря, ни один народ, если только он не является полностью изолированным от других народов, не имеет своего самобытного искусства.

Без сомнения, это сочетание — настоящих достижений украинского народа в пределах искусства и в таком смысле его формы, мы видим во второй половине XVII века, вполне справедливо могут быть названы присущими только украинской национальности.