Готическое искусство Франции

В монументальных сооружениях Франции второй половины XII века находим стилевые признаки раннего готического искусства (в Лане, Нуайоне, Суасоне). В формировании готики играли значительную роль две области — Шампань и Иль-де-Франс.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) стал завершением художественных поисков ранней готики. Началось строительство собора в 1163 году, а завершилось в середине XIII века. Пятинефную базилика вмещала 9000 человек во время праздничных церемоний.

Построенный в центре Парижа на острове Сите, который образован течению реки Сены, собор хорошо вписался пейзаж города. Пышно украшенный западный фасад, прилегающей к площади. Членят стену нижнего яруса три перспективные порталы. Скульптуры, которые находятся в нишах над порталом, образовали "галерею королей". Выше, в центральной части — витражные окна наполняют помещение голубовато-розовым светом. Стрельчатые арки размещаются по всей плоскости фасада от основания до третьего яруса. Эти арки придают зданию стройности, легкости. Две стройные башни венчают западный фасад. Вертикали также подчеркнуто в интерьере. Окна и арки в верхних ярусах удлиненные еще более.

Шартрский собор (1194 — 1260 ГГ.) — имеет важное значение в истории готической архитектуры. Три низких портала, высокие башни, которые подчеркивают силуэт фасада, большая роза, высокие окна второго яруса — все это производит глубокое впечатление. Боковые нефы воспринимаются как единое пространственное целое.

Одним из лучших творений высокой готики является Реймсский собор. Сооружался он в течение века (1212 — 1311 гг.) В его строительстве принимали участие такие мастера — Гоше де Реймс, Жан де Луп, Жан с Орбе. На месте, где был заложен собор (по легенде), крестили первого короля франков Хлодвига. В Реймском соборе меч освящала Жанна д’Арк. Здесь короновались французские короли.

Собор в Амьене (1218 — 1268 ГГ.) Относится к поздних памятников зрелого готического искусства. Интересная присказка существовала среди французских строителей: "Кто хочет построить самый собор, тот должен взять от Парижа фасад, от Шартра башни, от Реймса скульптуру, от Амьена продольный корабль". Значительные масштабы строения (45 м. — Высота нефа, 145 м. — Длина) были обеспечены совершенными конструктивными приемами.

Гармоничной пропорциональности, богатством декоративных форм отличается от других памятников готики капелла Сент Шапель (1245 — 1248 ГГ.), что в Париже. Особенности конструкции и незначительные размеры сооружения позволили избежать массивных аркбутанов — фасад капеллы поражает легкостью и изяществом. Высокие столбы-стебли, переходящие в нервюры свода окружают интерьеры капеллы. Витражи наполняют помещение мерцанием сиреневых, синих, красных цветов.

Интенсивно развивалось в средневековой Франции и гражданское строительство. В период поздней готики в Париже и др. городах страны было построено много жилых домов, ратушей, помещений для цехов, развивалась оборонная архитектура. Маленький городок Мон Сен Мишель, расположенное на острове у побережья Нормандии стало ярким примером монастырской готики.