История славянского шитья

С развитием феодального строя среди господствующих слоев общества возрастает тяга к роскоши. Их эстетические вкусы уже не может удовлетворить простая народная вышивка. На смену последней приходит шитье золотом, серебром и шелком. Много драгоценного шитья изготовлялось также для нужд церкви. Оно украшало литургический одежду, плащаницы, покрывала. 14 — 16 вв. почти ничего не сохранилось, и представление о них можем составить только по достопримечательностям церковного обихода. Самым интересным образцом такого шитья есть плащаница 15 в. из с. Жиравкы под Львовом. Это целая картина, созданная мастером, в руках которого игла заменяла кисть художника. Большинство деталей плащаницы вышитые витыми и крутки шелковыми нитями, создают яркую и нежную цветовую гамму — от серебристо-серых и теплых золотисто-желтых тонов до багровых и синих. Отдельные части шитья выполнены прядением золотом. Эта замечательная гамма красок перекликается с колоритом лучших памятников иконописи 15 в.

Если в шитье 15 века основным материалом был разноцветный шелк, то золото и серебро только обогащали цветовую гамму, то в 16 в. начинают преобладать, а в 17 в. становятся господствующими золотые и серебряные нити. Разноцветный шелк используют только как материал для шитья лиц, причесок, рук и линий, которыми обводили контуры фигур и их одежды.

В 17 в. широкого развивается роскошная растительная орнаментика, образцы которой, в большом количестве дошли до наших времен (на фелони, скатертях и др). Если ряд памятников 17 века теряет кое-что из своей прелести через грубый блеск золота, то в этих вышивках, поражающих своей красотой, мастера сумели приглушать блеск металлических нитей, свивая их с разноцветным шелком (голубым, синим, различными оттенками красного, зеленого и др.).

Дорогое шитье золотом, серебром и шелками прочно вошло в быт казацкой старшины, после народно-освободительной войны получила себе господствующее положение в обществе и стала быстро богатеть. Золотым, серебряным и шелковым вышиванием, украшались предметы домашнего обихода (подушки, скатерти, полотенца, рубашки, шапки, чепце), конская сбруя (седла, чепраки) и другие. Такие вещи вышивались в мастерских гетманских семей или в семьях богатой казацкой старшины. Умелые руки крепостных женщин украшали не только предметы барского быта, но и культовые вещи — плащаницы, епитрахили, воздуха, которые жертвовали гетманы и их родственники церквям и монастырям.

В течение 17 в. вышивания золотом, серебром и шелками приобретает такого большого развития, выделяется в отдельное так называемое золотошвейное ремесло. Городские ремесленники — объединялись в цеха. Изделия славились совершенством техники шитья и превосходной гармонией цветов. В цехе вышивали покрывала, чепраки, парадные седла и другие вещи различного назначения.

Чтобы овладеть золотошвейное ремесло, необходимо было проходить семилетнюю науку. После пятилетнего обучения в цехе ученик должен был два года путешествовать и за это время выполнить испытательную работу, на звание мастера. Далее он свободно вышивал золотом или серебром – это наметки, платки, чепце, шапки, пояса, ботинки, наволочки, простыни, кошельки и тому подобное. Кстати обильно украшались всевозможными украшениями: полудрагоценными камнями, блестками и др. Техника шитья "в прикрепи" значительно ухудшается. На смену ей приходит шитье по картонному или бумажному настилу, или техника шитья "по карте". Некоторые детали изображений лица, тела выполняются рисованием.

Эти нововведения свидетельствовали об упадке искусства шитья, состоявшегося в 18 — 19 вв.