Искусство Мексики XX века

В XX веке одним из значительных центров мировой художественной культуры стала Мексика. В ее искусстве господствующее место занимают графика и монументальная живопись.

Сформировалось современное искусство Мексики во время революции 1910 — 1917 годов, когда народ вел борьбу против диктатуры президента Диаса. Революция в художников породила желание показать извечное стремление народа к национальному и социальному освобождению. С 1920 по 1924 гг. — Время культурной революции в Мексике. В 1922 году по инициативе Сикейроса и Риверы был создан "Синдикат революционных живописцев". В планах организации было приблизить искусство к трудящимся, а монументальная живопись имел возможность это осуществить.

Старейший представитель тройки великих творцов Мексики — Хосе Клементе Ороско (1883 — 1949 ГГ.). Он создал на стенах домов динамические драматические композиции.

Прежде всего это росписи в Национальной подготовительной университетской школе в Мехико (1922 — 1923 ГГ.).

В Гвадалахарской университете (в 1936 г.). Также интересны фрески. На куполе зала изображены символические фигуры Бунтаря, Ученого, Рабочего, Учителя. В Гвадалахаре в правительственном здании в фресках художник выделяет фигуру героя Идальго, который поднял народ на борьбу за национальную независимость. Прометей Мексики — это образ Идальго.

В мировом искусстве заслуженное место занял Диего Ривера (1886 — 1957 ГГ.). В росписях сельскохозяйственной школы в Чапинго, в настенных фресках в аудитории амфитеатра Боливара он стремится создать композиции, понятные и близкие народу. Ривера в 1923 году начал большую по замыслу работу — в Министерстве образования в Мехико росписи стен. Художника погрузился в тему борьбы трудящихся за национальное и социальное освобождение.

Вершина творчества Риверы — мозаичные росписи театра инсургентов, которые были завершены в 1953 году. Художник обратился в них фольклорных образов, ритуальных танцев, народных драм.

В своих эпических циклах Ривера рассказывает о славном прошлом своего народа, борьбу с угнетателями, исторических героев Сапату, Идальго, Хуареса, о жизни современников. В лучших достижений мировой культуры принадлежит его глубоко национальная творчество.

Давид-Альфаро Сикейрос (1896 — 1974 ГГ.) Основоположник нового монументальной живописи Мексики. Воплощают борьбу за свободу символические образы Сикейроса.

Таковы фрески "Реакция и реакционеры" в Министерстве финансов Санто Доминго, "Смерть захватчика" в библиотеке Мексиканского школы в Чили. Росписи во Дворце искусства в Мехико также относятся к лучшим работам художника.

Интересные росписи Сикейроса на темы победы медицины над болезнью, взаимоотношений современной техники и человека. Колористической мастерством, продуманностью характеров, политической направленности, актуальностью обозначены росписи Современного театра в Мехико: "Мексиканская революция против диктатуры", "Расправа с железнодорожниками", "Похороны рабочего", "Повстанцы Сапаты и Вилььи".

Станковая живопись Сикейроса также отмечен социальной активностью. В картине "Такие мы сегодня" (1947) изображен человек, у которого крепкая строение тела, сильные руки, только вместо головы — тяжелый камень (символ обреченности).

Хосе Должность (1851 — 1913 ГГ.) — Основатель современной мексиканской графики. Более 15000 гравюр создал художник.

Деятельность "Синдиката революционных живописцев" оказала большое влияние на развитие графики. Из него вышли мастера, организовали в 1937 году "Мастерскую народной графики". Эта организация в 1953 году получила Международную премию мира. Участники мастерской художники Л. Аренал, П. О’Хиггинс, Л. Мендес — сторонники реалистического искусства. В 1947 году они сделали цикл "Образы мексиканской революции", в него входило 85 гравюр, которые воспроизводили этапы борьбы народа за лучшее будущее.