Готика в архитектуре средневековья

На искусство Германии сильное влияние французская готика. Романские традиции долго сохранялись в немецкой архитектуре. Монументальностью и простотой отмечались композиции сооружений. Наиболее часто встречались равно башенные соборы.

Процесс становления готики, лишенной романских воздействий происходит в 30 — 40-х годах XIII века. Церковь св. Елизаветы в Марбузи является известный памятник этого переходного периода. Все три нефа церкви по высоте одинаковые. Две большие башни с четырехгранными высокими шатрами поднимаются над западным фасадом. Скромное убранство экстерьера: плоскости боковых стен и фасада заполнены только контрфорсами, подчеркивающие аскетический вид здания.

Влияние искусства Франции на немецкое готическое искусство ярко проявился в здании Кельнского собора (1248 — 188- гг.). В соборе широкий центральный неф и богатая скульптура. Со временем стала очень распространенной кирпичная кладка, которая применялась в северных районах Германии. Сочетание цветных глазурованных плиток с рельефным кирпичом создавало живописный эффект. В зданиях гостиниц и ратушей проявляются особенности немецкой гражданской архитектуры. На отделку интерьеров строители обращали особое внимание. Скульптурные изображения размещались в помещениях.

Бурного развития готический стиль с конца XII века набирает в искусстве Англии. Становление готики в Англии совпадает с подъемом экономики и централизацией страны. В это время начинает формироваться английская национальная культура.

XIII — XIV века это время расцвета готической архитектуры. Уменьшение высоты строений и увеличение длины характерно для церковной архитектуры. Своды соборов невысокие, нет раз на фасадах. Со всех сторон стены снаружи пышно украшались. Также свои особенности имеют интерьеры. Создает торжественность сложное сплетение нервюр на сводах.

В английской архитектуре готический стиль сохраняется дольше странах Западной Европы. Постепенно консервируются его формы, становятся более изощренными.

Кентерберийский собор это один из первых памятников английской готики. Французский строительный из Сана в 1175 году начал перестройку его хоров. Влияние французской готики, ощутимо в композиции собора. Это и многочисленные пристройки, строились десятилетиями, ведь в то время не было такой услуги как аренда крана и большинство работ производилось вручную.

В XIII — XIV веке готический стиль был распространен и в других странах. Элементами мавританского стиля обогатились готические формы в Испании. Города Барселона, Толедо стали центрами испанской готики. Для готического стиля здесь характерно одинаковая высота нефов, значительная ширина сооружений, окна небольших размеров.

В Италии в связи с образованием коммун и бурным развитием городов уже в XIII веке возникает культура проторенессанса. Дольше сохранила средневековый характер архитектура. Наиболее яркие памятники того времени — соборы Санта Мария Новелла во Флоренции, Сан Франческо в Ассизи.

Распространение получает готический стиль и в Восточной Европе (Польша и Чехия), а также в северной Европе (Нидерланды). Известным чешским архитектором времен готики является Петер Парлерж, который построил Карлов мост через Влтаву, собор св. Вита в Пражском граде (XIV в.).

В Польше сохранилось много готических памятников. Наиболее известные — Ягеллонский университет и Мариацкий костел в Кракове. Были распространены ратуши, которые состояли из двух-трехэтажного корпуса и башни с часами.

Памятники готической архитектуры до наших дней сохраняют волшебную красоту и поэтичность.