Готическое искусство Франции

В готической скульптуре происходят значительные изменения. Все больше растет его роль в украшении архитектуры. Развитие скульптуры сказывается ростом интереса к психологии героев и приближением к жизни. Размещение скульптур на соборах, художественное решение и основные образы регламентировались правилами церкви. В скульптуре Франции зарождения стиля готика началось в провинции Иль-Франс. Образцом для более поздних произведений стал пластический декор в аббатстве Сен-Дени.

Яркими памятниками ранней готической скульптуры являются рельефы и статуи западного фасада собора Парижской богоматери (сцены из жизни Христа).

Статуи южного фасада Шартрского собора — важный этап в монументальной пластике. Индивидуализированные образы святых, но сами фигуры схематичны. Их пластическая выразительность усиленная драпировками и жестами. Яркие образы святых Феодора Мартина, Иеронима, Григория свидетельствуют о достижении готических мастеров.

Украшением готического искусства есть скульптуры Амьенского собора. Сюжеты из жизни Марии и Христа, о страшном суде отмечены жизненностью. Чувствуется проникновения светских элементов в трактовке религиозных образов, заметно их земное понимание. В фигурах героев отражаются реалистические черты, они лишены застывшей фронтальности. Рельефы очень жизненные. Изображают они косаря, деда, у костра греется и др. Статуя Христа у главного входа ("Прекрасный бог") является лучшим произведением монументальной пластики Амьенского собора. Христос это реальный человек, его образ лишен аскетизма и условности, которые присущи скульптуре предыдущего времени.

Изображения двенадцати месяцев очень символические, они размещаются на левом портале собора. Рассказывают они о крестьянский труд и быт (лучшей календарь готики). Крестьяне занимаются работой в соответствии с времен года: летом жнут хлеб, косят сено, осенью собирают фрукты, весной обрабатывают виноградники.

В скульптурах Реймского собора наблюдается интерес к раскрытию психологии человека. Статуи центрального портала по композиции — "Благовещение", Иосиф взволнован, ангелы, полны простоты и грации, Мария завораживает красотой.

Витражи и настенные росписи дают представление о готической монументальной живописи. Во французском искусстве, особенно высокой культуры, достигло искусство витража. Сюжетами витражных композиций исторические события, трудовые процессы крестьян и ремесленников, литературные мотивы, религиозные сцены. Набирали витраж из небольших окрашенных кусочков стекла, а свинцовый бордюр в местах соединения был контуром. Детали — складки одежды, волосы, лицо рисовали специальными красками. Держался витраж на железной арматуре, которую крепили на каменные рамы в оконных проемах.