Искусство периода Римской империи

В период большого расцвета рабовладельческой системы, который еще называется "золотой век", был построен Пантеон (125 г.) — Храм всех богов. Аполлодор Дамасский считается зодчим Пантеона. Это ротонда, круглая постройка перекрытая куполом, который не имеет себе равных в античной архитектуре. Величие фасада Пантеона подчеркивает строгий портик. Глухая стена, которая разделена на три яруса, является контрастом к внутреннему пространству и акцентирует высоту храма. Внутри стена делится на два яруса.

Пантеон имеет совершенные пропорции. Например, диаметр ротонды равен высоте. В центре купол имеет круглое отверстие, через него освещается интерьер.

Построенный Пантеон на массивном фундаменте, из бетона и кирпича. Облегчают вес сооружения пустоты в стенах. Храм является примером классической ротонды с сферическим куполом.

Общественные бани — термы — стали неотъемлемой частью римской архитектуры. Термы полководца Агриппы были возведены во времена принципата Августа.

Термы императора Каракаллы, которые построены в 211 — 216 гг. Насчитывали 12 га, вмещали одновременно около 1500 человек. Состоял ансамбль из прямоугольного главного здания, отовсюду была окружена парком, и множества других помещений. В главном здании были огромный зал, холодная баня с открытым бассейном, гимнастические залы, теплая баня, раздевалки. Украшенные термы были разноцветным мрамором, мозаикой, а в одном из залов была установлена скульптурная группа "Фарнезский бык", которую вывезли с острова Родос. Совершенная система водоснабжения и отопления терм свидетельствуют о высоком развитии римской строительной техники.

Грандиозные акведуки получили наибольшую славу среди инженерных сооружений. Арки как конструктивный элемент использовали при строительстве акведуков. Гардский мост был построен в I в. Каменные блоки в нем плотно подогнаны друг к другу, а не соединены раствором. От моста осталась аркада высота которой 49 метров, прогон центральной арки, соединяет берега реки Гар, прогоны арок длиной 20 метров.

Широкий размах строительства в провинциях является характерным признаком для архитектуры Римской империи II — III вв. н. е. Комплексы сооружений свидетельствовали о влиянии греческой, древневосточной и римской культур. Представлен этот стилевое направление ансамблями Пальмиры и Баальбека, объединяющие целый ряд храмов. Одним из самых грандиозных считался храм Юпитера в Баальбеке. Его особенностью было применение скульптурного убранства и архитектурной орнаментики, а также чередование храмовых дворов, которые обнесены колоннадами.