Готическая архитектура средневековья

Нет четкой границы между романским и готическим стилем. В произведениях XII века (золотой период романского искусства) иногда заметны элементы готического стиля.

Развитием производительных сил феодального общества, ослаблением роли феодалов, усилением монархической власти, образованием коммун, ростом городов обусловлен переход к готического искусства. В это время обостряется борьба между знанием и верой, между наукой и религией. Элементы народного творчества щедро используются в готическом искусстве. Приобретают реальное содержание человеческие образы, усиливается их психологическая и индивидуальная характеристика.

Архитектура в этот период остается господствующим видом искусства. Появляется каркасная система. Она и ознаменовала появление готического стиля в зодчестве. Большие окна облегчали массу стены, а нервюры (выступая ребра, которые сходились на опорных столбах) уменьшали вес свода. Свода стало легче, теперь весь груз приходился на опорные столбы. Для их укрепления, особенно в местах, где была сконцентрирована вес сводов, внешняя стена подпиралась контрфорсами. Вес самого (среднего) своды с обеих сторон на себя принимали аркбутаны или полуарки, которые были переброшены над крышей боковых нефов (более низких).

Вершиной готической архитектурной системы стало культовое строительство. Именно в соборах сосредотачивается в это время общественная жизнь. Здесь заключались перемирия после войн, читались университетские лекции, давали заем и выплачивали кредиты на подобии как в Kiirlaenud, проходили заседания городского магистрата, совершались судебные расправы, разыгрывались театральные мистерии.

Строили уже соборы, а не монастыри цеха ремесленников, во главе которых был главный мастер (ему подлежали специалисты разных профессий). Эти мастера были высокообразованными людьми. Готические соборы демонстрировали синтез скульптуры, живописи, архитектуры. Окна заполняли витражи, плоскости фасадов были щедро украшены пластикой. На стенах были изображения фантастических существ — змей, драконов, рыб, химер. Форму скульптур имели даже водосливы. По бокам порталов собора, в верхнем ярусе размещали различные статуи. Выбор сюжетов и расположение статуй было регламентировано церковными догмами. Центральный фасад западного портала посвящали Христу, левый — на определенном святом, правый — Мадонне. А еще на порталах размещались аллегорические изображения времен года, месяцев. Как видим, реальные образы, сочетались с символическими — церковными. Так называемая роза (круглое окно, рама которого была выполнена из резного камня), была обязательным элементом портала. Витражами украшались готические окна — своеобразными живописными композициями из разноцветного стекла.