Скульптура греческой архаики

Керамика Афин пользовалась большой популярностью по всей Элладе. В Афинах существовал ремесленный квартал, который назывался "Керамик", в нем жили гончары. Греческие мастера изготавливали различные по размерам и форме вазы; килики — чаши для вина, гидрии — для чистой воды, пифосы — для хранения зерна. На смену старого стиля, пришел новый — чернофигурный (на черном фоне выделялись черные фигуры росписей). В VI в. до н. э. он достиг расцвета. Известным мастером вазописи третьей четверти VI века до н. е. был Эксекий. Он писал понятные и простые композиции. На внешней стороне одного из килики мастер изобразил сцены из битвы и глаза, если бы предостерегая того, кто пьет, от дурного взгляда. На дне чаши он нарисовал сюжет о Диониса, который путешествовал на корабле разбойников. Миф рассказывает о том, как разбойники захватили в плен бога и намеривался его продать в рабство. Но вдруг на корабле появляются спутники Диониса — дикие звери. Преступники стали бросаться в море, но превратились в дельфинов, не долетев до воды. Эксекий очень красиво воссоздал всю сцену. Дионис на корабле, а вокруг плавают дельфины. Композиция вписана в круг. Мифы из гомеровской «Илиады» — любимые сюжеты Эксекия. Он нарисовал Аякса и Ахилла, которые играют в кости на одной из ваз.

Техника краснофигурной росписи возникла около 530 г. до н. Э. е. Черным лаком покрывалась поверхность сосуда, кроме фигур. На краснофигурных вазах изображали бытовые и жанровые сцены.

К создателям краснофигурной росписи VI века до н. е. принадлежал Евфроний. Он изображал мифологические и жанровые сцены. Ваза "Ласточка прилетела" (раннее произведение Евфрония), на которой изображен мальчик, юноши и старика, по-разному реагируют на прилет ласточки.

Большое влияние оказало творчество Евфрония на следующие поколение афинских вазописцев.

Преимущественно культовый характер имела скульптура времен архаики. Человеческое тело мастера изображали только в покое, следуя канонам. Первое время формы статуи — упрощенные, это видно на примере "Богини с гранатовым яблоком" или "Артемиды", с острова Делоса. Такие геометризованные формы были характерны и для сидящих статуй архонтов-правителей, которые размещались вдоль священной дороги, ведущей в храм Аполлона около Милета.

В период архаики появился вид статуй, которые назывались куроса (юноша). Образ куроса, героя, мужественного воина, сильного юношу, победителя стал очень популярным. Лицо куроса обычно обращено к зрителю. Стоит он неподвижно, с прижатыми к бокам руками. Образцом куроса есть статуи Битона и Клеобиса, где подчеркнуто мощь и физическую силу атлетов. Такие статуи прославляли как памятники. На одном из таких памятников (520 лет до н. Э.) Сделана надпись сообщает, что это могила Кройсоса (погиб на войне). Развитая мускулатура, широкие плечи, спокойное, смелое лицо свидетельствуют о волю и разум. Образ этого молодого воина учил каждого мужества и напоминал, как надо жить.

Но в некоторых скульптурах уже заметны попытки передать движение (статуя богини победы Ники с острова Делоса).

Мраморные статуи девушек в праздничном наряде, стоявших в Афинах на Акрополе, вблизи храма Афины дают представление о богатстве архаической скульптуры. Несколько десятков таких скульптур было найдено археологами. Они напоминают статуи куросов: та же уравновешенность пропорций, спокойная фронтальная поза, обобщенность.

Девушку в длинном платье изображает одна из скульптур. Мастер обратил внимание на нежном лице с мечтательной улыбкой и продолговатыми глазами. Красивая капризная прическа украшает голову девушки. Хитон обозначено тонкими линиями. Естественно приходят вниз складки одежды и подчеркивают очертания юного тела. Акропольских девушки-коры будто суммировали достижения архаической пластики и приближались к вершинам классического искусства.

Погребальные изображения атлета-воина с копьем в руке также были распространены в рельефах VI в. до н. е. Мастер Аристокл из Афин выполнил на мраморной плите изображение воина Аристона. Из-под кожаного панциря воина приходят складки хитона, голову покрывает шлем.

Искусство архаики отразило прогрессивные настроения своего времени, вызвало героический, величественный дух эпохи, в нем все больше места стали занимать темы, которые были взяты из реальной жизни.