Скульптура эпохи эллинизма

В Пергаме, столице маленького государства в Малой Азии, около 180 г. до н. Э. е. было построено ансамбль акрополя. Алтарь Зевса — центральное здание ансамбля. Он был построен в честь победы пергамского царя Аттала над племенами Галатам. Украшенный алтарь рельефным фризом (длина 130 м.), Который изображал борьбу богов и гигантов. Влияние искусства Скопаса чувствуется в скульптуре фриза.

Гиганты, сыновья богини земли Геи восстали против богов Олимпа и в бою потерпели поражение (по легенде). Выполненный фриз в технике высокого рельефа (горельефа), иногда переходит в круглую скульптуру. Как правило, фигуры богов больше чем фигуры гигантов.

Зевс — центральная фигура фриза. Он борется с тремя противниками одновременно. Скульптор в его образе воплотил мужество и силу человека, несокрушимую волю к победе.

Также очень выразительная сцена борьбы богини Афины с крылатым гигантом Алкионеем. Фигура богини дышит решительностью и властностью. Крылатая Ника летит ей навстречу с венком победы. Гигант пытается встать на ноги, но бесполезны все его усилия. Смертельно жалит Алкионея священная змея Афины.

Рядом с Афиной, видим трагическую фигуру матери гигантов Геи. В безумном отчаянии, раскинув руки, она оплакивает поражение сыновей.

Пергамский скульптурный фриз считается лучшим представителем эллинистической монументальной пластики. Отмечается достижениями также и станковая скульптура. Мастер Эпигон работал в Пергаме. Ему, возможно, принадлежит скульптура, на которой изображен галл, избегая плена, убивает свою жену.

Статуя Афродиты Милосской, которая была создана около 120 лет до н. е. мастером Александром, продолжает традиции искусства Праксителя. Афродита Меловская — образ очаровательной женщины, полон спокойной уверенности и благородства, чистоты. Фигура Афродиты поражает гармонией духовной и физической красоты, совершенством форм, поэтической одухотворенностью. Скульптор в обработке мрамора достиг необычайной виртуозности, передав малейшие оттенки тени и света.

Скульптурная группа "Лаокоона" (около 40 лет до н. Э.), Которую создали Родосские скульпторы Афинодор, Агесандр, Полидр, также принадлежит к лучшим памятникам эллинистической эпохи.

С легендой о падении Трои связано содержание "Лаокоона". Долго не могли греки преодолеть троянцев. И они вынуждены были прибегнуть к хитрости. Под стенами Трои греки оставили огромного деревянного коня, в котором был спрятан отряд воинов. Хотя жрец Лаокоон и был против данного “подарка”, но троянцы, все же ввели в город коня. Богиня Афина, покровительница греков, разгневалась на Лаокоона. Она наказала жреца и его сыновей: две гигантские змеи выползли из глубины моря и задушили их.

Трагической гибели героев изображает композиция. Младший сын погибает в страшных муках, его брат зовет отца на помощь. Сам Лаокоон отчаянно пытается бороться со змеями. Его атлетический торс — в состоянии огромного напряжения, а на лице — выражение страшной боли.

Также получают распространение в эллинистическом искусстве этажное декоративность изображений, захват натурализмом, бытовизм. Это свойственно, например, скульптурным композициям "Спящая Ариадна", "Аполлон кифаредов", "Нил", "Фарнезский бык".

В эллинистическую эпоху успешно развивались глиптика. Прекрасные изделия изготавливались в Пергаме, Александрии. Камея Гонзага (из Эрмитажа), на которой изображен Птолемей II и его жена, принадлежит к числу наиболее известных памятников искусства.

Большое значение для дальнейшего развития художественной культуры человечества мало эллинистическое искусство. Эллинистические мастера сделали большой вклад в развитие культуры.