Искусство эпохи эллинизма

Возникновение непрочной империи Александра Македонского было обусловлено кризисом греческой рабовладельческой системы. После ее распада были образованы эллинистические деспотические монархии (IV — I века до н. Э.), Культура которых состояла из эллинских традиций. Однако в искусстве эллинистической эпохи также наблюдается взаимодействие традиций греческой культуры с восточной.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского (334 — 324 гг. До н. е.) Увеличилось количество рабов, это дало возможность развернуть большое строительство на Востоке, где выросло много новых городов. В это время материковая Греция отошла на задний план.

В этот период быстро развиваются естественные науки, философия, математика. В истории искусства эта эпоха также оставила глубокий след. Архитектура этого времени переживала значительный подъем. Для нее было характерно создание крупных парковых комплексов, ансамблевое строительство. Художников захватывали противоречивые образы мягкого лирического звучания или образы полны трагизма, патетики. В искусстве и в жизни был потерян идеал человека-гражданина, исчезли черты героизации, которые были присущи культуре предыдущего периода. Усилились черты индивидуализма, которые оказывались в изображении чрезмерной сложности бытия или в прославлении монарха.

Мы имеем представление, как планировались эллинистические города благодаря археологическим раскопкам. Как правило, центр был расположен на холме, под прямым углом друг к другу шли улице, они делили на квадраты кварталы города. Площадь находилась в центре города, а на окраине — стадион, парки, которые зачастую были украшены скульптурой. В то время сооружались большие инженерные здания. Примером может служить Фаросский маяк в Александрии (высотой 120 — 140 метров). У входа в гавань возвышался этот маяк и во время непогоды указывал морякам дорогу. Фаросский маяк простоял полторы тысячи лет и считался одним из семи чудес света.

Особенностью эллинистической архитектуры тенденция к декоративной пышности сооружений и больших масштабов. Представление о них дают общественные сооружения (булевтерий — место заседаний городского совета — в Милетти), храмы (Аполлона близ Милета). И в монументальной скульптуре ощутима эта тенденция. Например, колоссальная бронзовая статуя богини Тихе была поставлена в Аниохии (Малая Азия). На Родосе стояло около 100 огромных статуй, среди них — статуя бога солнца Гелиоса, выполненная учеником Лисиппа Харесом и известна под названием "Родосского колосса".

Наиболее полно поиски эллинистических мастеров отразились в памятнике "Самофракийская Ника", который был поставлен жителями Родоса на острове Самфракия в честь победы Деметрия Полиоркета над флотом египтян.

На высоком пьедестале, который имеет форму передней части боевого корабля, стоит богиня победы. Стремительные линии тела, подчеркнутого складками одежды, широкий размах крыльев воплощают ее победный шаг. Среди других отличает эту скульптуру оптимистическое звучание.

Крупнейшими экономическими и культурными центрами эллинистического мира стали города Пергам в Малой Азии, Антиохия в Сирии, Александрия в Египте, остров Родос в юго-восточной части Эгейского моря.

Получила распространение в эпоху эллинизма жанровая скульптура. Многочисленные образы простых людей создают александрийские мастера (Статуя "Старый рыбак"). Сюжеты, посвященные детям, пользовались популярностью. Боеф из Малой Азии принадлежал к мастерам жанровой скульптуры. До наших дней дошла мраморная копия его композиции "Мальчик с гусем".

Непосредственностью отмечались терракотовые и бронзовые эллинистические статуэтки.

Исторический портрет становится большим достижением эллинистической скульптуры. Выявляются новые тенденции в изображениях философа Сенеки, драматурга Менандра, философа Аристотеля. Мастер Полиевкт предстает перед нами, как тонкий психолог. Он выполнил в 280 г. до н. Э. е. статую Демосфена. Весь в трагических размышлениях оратор, худое тело, его поза, плащ, перекинутый через плечо, дают представление о горечи патриота, который пытался объединить афинян на борьбу с македонцами. Но все бесполезно. По своему характеру статуя Демосфена глубоко индивидуальна и драматична.