Культура и искусство периода Римской республики

Латинские поселения на берегу Тибра до конца VI в. до н. е., объединились в олигархическую республику. Римская республика — рабовладельческое государство. Ее основой были аристократы-патриции, бедняки-плебеи, рабы.

В Риме в это время шла жестокая классовая борьба: восстание Спартака, Сицилийское восстание, длительные гражданские войны. Все это обусловило падение аристократической республики и привело к единовластного правления Цезаря (вторая половина I в. До н. Э.).

Искусство Этрус и греческое искусство оказали большое влияние на развитие культуры Рима. Культура, мировосприятие, быт древних римлян на первых порах отмечались строгостью. Почитаемыми были искусства, где применялись практические знания — архитектура. Но расцвет рабовладения менял быт богатых римлян, они начали стремиться к роскоши. Бесконечным потоком из Греции в Рим плыли награбленные произведения искусства. Но жизнь художников в Риме было очень тяжелым. В Греции художник — равноправный гражданин полиса, а в Риме — это только ремесленник, который выполняет волю заказчика.

В древнем Риме высокого уровня развития достигла архитектура. Сооружалась большинство архитектурных памятников в городе Риме, который был основан в VIII в. до н. е. (по легенде).

На равнине, которая ограничена тремя холмами — Квиринал, Капитолием и Палатином, находилась главная площадь Рима — Римский форум. Эта площадь играла роль объединяющего политического и общественного центра, на ней рассматривались и решались важные вопросы государства. На площади были различные здания: дом архива, базилики, храмы. К ней пристроили со временем еще 5 форумов. Форумы украшались статуями и триумфальными арками в честь императоров.

В древнем Риме популярным было строительство театров, имели овальную или круглую форму. В них проходили гладиаторские бои, представления, травля зверей.

Храм богини судьбы Фортуны Вирилис на берегу Тибра дает представление о храмовом строительстве в Риме. Стоит он на высоком подиуме. Предшествует прямоугольной аллее, которую с трех сторон окружают полуколонны, глубокий портик с шестью колоннами.

Недалеко от храма Фортуны был круглый храм Весты — богини домашнего очага. В архитектуре стал распространенным тип круглого храма, а коринфский ордер стал у римлян любимым.

Частные дома времен республики были похожи на этрусский тип аналогичной здания с атриумом в центре, который украшался статуями, колоннадой, фонтанами.

В результате обогащения появляются виллы, дома с гротами, садами, скульптурами, фонтанами, которые дополняли пейзаж и органично вписывались в рельеф местности. Отмечались виллы также роскошным внутренним декором.

На рубеже III — II века до н. е. в Риме появляется бетон. Применяли его сначала на строительстве дорог, а затем в других, более сложных конструкциях. Самая старая дорога — Аппиева — соединяла Рим с городами на юге Италии. В 312 году до н. е. ее строительство начал Аппий Клавдий. Дорога имела ширину от 4,3 до 6 м. С обеих сторон дороги располагались родственные гробницы знати, по форме были похожи на могилы этрусков. Акведуки (мосты) относятся к крупным инженерных сооружений.

Общему развитию архитектурно-инженерных знаний способствовал расцвет теории. Например, римский архитектор Витрувий в I в. до н. е., создал научный труд — "Десять книг об архитектуре". Практики многих времен использовали ее.