Искусство греческой архаики

На период архаики приходятся значительные успехи в развитии искусства. Это было время ожесточенной борьбы между народом и родовой аристократией, формирования рабовладельческих отношений, возникновение городов-государств, развития ремесел и торговли. Полно отразились успехи искусства архаики на архитектуре. Появился новый вид строения — греческий храм, посвященный божеству, но пропорционально и образно соотносился с человеком и привносил идею единства граждан.

Сооружения размещали в центре города, на самом высоком месте. Храм — общественного характера, предмет гордости граждан. Например, довольно часто в храме хранились деньги, которые принадлежали городской общине.

В период архаики было сформированы основные виды культовых зданий. «Храм в антах» является наиболее древним. В нем было одно маленькое помещение — наос. Боковые выступы стен — анти — образовывали фасад. Между ними были две колонны. Храм в антах конструктивно напоминал мегарон и был похож на более древние деревянные постройки.

Простильний храм был несколько сложнее видом храма. Портик из четырех колонн создавал его фасад. Совершенен периптер — прямоугольный храм, который с четырех сторон окружен колоннадой.

Строили храмы в зеленой зоне. Характерной чертой античного искусства связь архитектуры с природой. Систему соотношений различных частей архитектурного сооружения разработали эллинские мастера. Эта система называется ордера. В эпоху архаики более распространены были два ордера — ионийский и дорический. Дорийский возник на Пелопоннесе. Его отличает монументальность форм. Ионийский — был распространен на побережье Малой Азии и в городах островной Греции. Его отличия есть стройность конструкций и изящество. Если ионийский ордер был воплощением женской грации, то дорический — воплощением мужской силы и мужества.

Дорийский храм стоял на каменной основе. Колонна дорийского ордера по вертикали была украшена продольные колобками-каннелюрами и была приземистой. Карниз и двускатная крыша на узких фасадах образовывали треугольные фронтоны, которые заполняли скульптурой. Свет в храм проникал через широкие двери, а окон в помещении не было.

Ионийский ордер, был намного декоративнее, чем дорический. Ионийская капитель завершалась вверху волютами — двумя совершенными витками.

Архитектура архаики разукрашивалась скульптурой, ее элементы (орнамент на одежде, глаза, волосы, губы) разрисовывались, а это придавало зданию праздничный вид.

Архаичные сооружения не были большого размера. Храм Артемиды в малоазийском городе Эфесе вызвал всеобщее восхищение. Его стены были разукрашены всевозможными мифическими героями и существами, разобраться кто есть кто из них вам поможет новостной сайт whoswho.com.ua. Более ста метров он имел в длину. В храме было множество мраморных статуй и колонн. В 356 году до н. е. храм сжег Герострат, который так «прославил» свое имя.

Архитектура Греции с VI века до н. е. в ансамблевом строительстве достигла больших успехов. Ансамбль в Дельфах дает нам представление о ней. В композицию ансамбля входили статуи, храмы, священная дорога среди гор.

Греческая архитектура достигла высокого развития в конце VI века.

На высоком уровне в этот период стояли художественные ремесла. Вазопись, в том числе занимала ведущее место. Выполнялись росписи на светлой глине темно-коричневым лаком. Мотивы росписи, очень напоминали орнаментику Востока. Распространенным мотивом является схематические изображения фантастических существ, людей и цветов.