Живопись и скульптура времен Римской республики

Живопись находился во взаимодействии с характером архитектуры. Стены жилых домов декорировались росписями на батальные и мифологические темы. Достаточно скромные росписи республиканского периода, постепенно усложняются, на стенах начинают изображать портики, колонны. Часто архитектурные мотивы дополняются пейзажем сельских местностей, моря, гор, города с улицами и домами.

В Помпеях сохранились прекрасные ансамбли фресковой живописи. Фрески с "Виллы мистерий" представляют наибольший интерес. С большим мастерством передал художник чувства участников мистерии: вдохновенный страсть молодой вакханки, которая проявляется в ее танцы, страх женщины, которую посвящают в спутницы бога Диониса. К лучшим в античной живописи принадлежат фрески с "Виллы мистерий".

Искусство скульптуры также получило распространение в период Римской республики. Культ умерших был почвой, на которой вырос римский скульптурный портрет. В помещениях римских патрициев стояли портретные изображения предков. Создание маски (точной копии модели) требовалось прежде всего от мастера. Поэтому художники стремились к более точного воспроизведения рис портретируемого.

Бронзовый бюст первого консула Брута является одним из ярких портретов времен республики. Вдумчивый взгляд, правильный овал лица, симметрия в прическе и гравировке бороды и усы создают образ республиканца, римлянина-гражданина.

Стимулом для развития римского скульптурного портрета были указы, в I веке до н. е. дали чиновникам право собственные скульптурные изображения устанавливать в общественных местах. Наиболее распространенными скульптурами того времени были портреты римского полководца Помпея. На одном из этих портретов он изображен с правдивостью: глубоко скрытые глаза на некрасивом лице, хитрая улыбка.

Особый вид статуи — тогатус — появился в эпоху Римской республики. Скульптуры изображали государственных деятелей, полководцев, которые были одеты в тогу. У бронзовой статуи "Оратор" (II в. До н. Э.) реалистические тенденции римской скульптуры. Вероятно мастер изобразил Авла Метелла (политический деятель) во время выступления. На плечах Метелла — тога, полон чувства достоинства, подняв правую руку, он призывает вниманию слушателей.

Традиции римского искусства времен республики имели свое продолжение в искусстве периода империи.