Египетское искусство периода Среднего царства

Борьбой за объединение Египта отмечается период Среднего царства. В результате борьбы, власть была захвачена южными монархами. Столица страны, была перенесена в город Фивы, там началось строительство храмов и царских гробниц.

С фиванских памятников выдающимся является заупокойный храм в Деир-эль-Бахри царя Ментухотепа, на его стенах сохранились рельефы, которые были выполнены в стиле предыдущей эпохи.

Искусство Среднего царства следует памятники Древнего царства. Продолжается возведение пирамид, только их строят меньше размерами. Подражания древним образцам также наблюдается в скульптурном портрете, воплощающий образ царя-бога.

Ряд прекрасных портретов создают фиванские мастера, например, Аменемхета III, Сенусерта III, в которых есть попытки передать характер фараонов и их внутренний мир.

Искусство развивается очень интересно. Гробницы номархов были украшены интересными росписями и рельефами, правдиво рассказывают об охоте на хищных зверей, про игры и развлечения знати, о труде земледельцев.

Египетские художники особых успехов достигли в изображении животных: кошек, диких зверей, рыб, нильских цапель.

На дальнейшее развитие искусства всего периода Среднего царства повлияли реалистичные поиски создателей номов. Этот стиль, который был относительно свободный от религиозных канонов, нашел воплощение в царском портрете и был перенят фиванским мастерами.

В середине 20 века до н. е. укрепляется централизованная власть, а это приводит к изменению в архитектуре. Опять большое внимание начинают уделять строительству храмов и царских гробниц.

Наиболее известная постройка это Лабиринт из пантеона Аменемхета III. Площадь храма — 72000 кв. м. Его многочисленные часовни и залы украшены рельефом и круглой скульптурой. Но в архитектурном стиле Лабиринта особую роль играли колоннады. Наряду с колоннами "растительными" (в виде стеблей папируса или лотоса) использовались колонны с столбами, их капители украшали головы богинь. Впервые встречаются в Лабиринте портики и залы. Также в храмовом строительстве впервые входные ворота были оформлены двумя пилонами.

Весомым вкладом в общею египетскую культуру, были все достижения мастеров Среднего царства.