Искусство в Древнем Египте

Историю Египта подразделяют на следующие периоды: Древнее царство (2800 — 2400 гг. До н. Э.), Среднее царство (21 — начало 18 века до н. Э.), Новое царство (16 — 11 века до н. Э.) . Периоды развития искусства различают по тем же периодам.

Более шести тысяч лет развивалось искусство Древнего Египта. Яркие памятники скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи сохранили для современных людей историю жизни в долине Нила. Они поражают высоким уровнем художественного мастерства, реалистичной достоверностью, совершенством конструкций и форм.

Богатую литературу создал египетский народ, которая оказала влияние на арабскую и античную литературу. В ней отражены контраст между социальным положением фараона (наместника бога на земле, обладателя), жрецов (служителей религии), землевладельческой верхушки и простых тружеников (гончаров, земледельцев, строителей, охотников).

Замедляло развитие искусства Египта зависимость от религии. Культовые догмы требовали строгого подражания устоявшимся образцам, канонизации художественных образов.

Но независимо от всего в течение длительного времени египетская культура развивалась, отражая и борьбу различных социальных слоев, и новые требования времени.

Главным искусством Древнего Египта была архитектура, а от нее зависели другие виды.

В самобытной культуре Египта господствовали монументальные формы. Стиль стенописи, скульптуры, составляли с архитектурным комплексом единый ансамбль, определяла грандиозная архитектура царских захоронений.

Архитектура в Древнем царстве

Египет долгое время был рабовладельческим государством. Жестокой и безграничной была власть царя, которого поддерживали богатая знать и жрецы. Фараон был равен божеству. Большая степень ее идеализации обусловил художественные формы, которые поражают огромными размерами. В древнем царстве особого расцвета достигает строительство пирамид, связанных с заупокойным культом.

К пирамидам была проложена мастаба — кирпичная или каменная постройка, которая имела прямоугольную форму. Стремление выделять среди других захоронений царское привело к увеличению размеров захоронения — сначала по периметру, а дальше по вертикали. Первой постройкой, где эта тенденция проявилась, была пирамида фараона Джосера в Саккара (28 в. До н. э.). Эта конструкция имела высоту 60 метров и состояла из нескольких прямоугольников, которые были поставлены друг на друга — от большого к маленькому. Создателем этого строения был Имхотепа — архитектор, врач и астроном.

Живой историей являются пирамиды в Гизе. Они дают представление о размахе и характер заупокойного строительства периода Древнего царства в Египте. Гробницы фараонов Микерина, Хефрена, Хеопса — стоят среди пустыни около Каира и представляют собой памятники труда рабов.

В этот архитектурный комплекс кроме трех пирамид входят ритуальные храмы, колоссальный сфинкс и многочисленные захоронения знати и родственников фараона. Комплексу свойственны строгая геометрия и четкий ритм.

В Гизе самой грандиозной является пирамида Хеопса, построенная архитектором Хемиуна. Ее высота 143,2 м. Пирамида сложена из 2300000 каменных глыб, которые имели вес 2,5 тонны каждая. В течение двадцати лет сто тысяч рабов эту пирамиду строили.

Также в архитектурный ансамбль в Гизе входили заупокойные храмы. До наших дней сохранился храм фараона Хефрена. Стены и фасад храма облицованы розовым отшлифованным гранитом. Величественные скульптурные изображения фараона, массивные четырехгранные столбы, ровные плоскости стен выражают монументальный стиль.

Нижний храм Хефрена с верхним, который находится у подножия пирамиды, соединяющий закрытый переход. Неподалеку расположен гигантский сфинкс — это скульптурное изображение льва, имеет голову фараона — выражение идеи сверхчеловеческой силы обладателя Египта. Сфинкс был высечен из огромного монолита. Он имеет длину — 57 м., Высота — 20 м. На лбу у сфинкса высечено урей (священная змея, которая охраняет царскую власть), на голове — царская полосатая платок. И сегодня стоит на границе пустыни этот страж царского пантеона, поражая неразгаданной тайной и сверхъестественной силой.

Плохо сказывалось на экономике государства сооружение таких грандиозных царских памятников, вызвало недовольство знати и народных масс, отвлекало огромное количество людей от земледелия.

Значительно меньшие размеры имеют пирамиды, которые были возведены после пирамиды Хефрена. Становится хуже качество кладки, зато много внимания начинает уделяться оформлению заупокойных храмов. Цветными рельефами покрывают их стены. Они восхваляют победные боевые походы царя и божественное происхождение.