Что такое искусство?

Всякое искусство, во-первых, воспроизводит жизнь и, во-вторых, влияет на жизнь.

Воспроизведение жизни каждое искусство осуществляет с помощью специальных средств, присущих данному искусству. Писатель в своем романе, повести или рассказе воспроизводит жизнь с помощью слов, художник-живописец в своих картинах — с помощью красок и линий, скульптор в статуях — с помощью глины, гипса, мрамора и т. д. Те средства, с помощью которых данное искусство воспроизводит жизнь, называются средствами выразительности.

Зачем же люди с помощью различных средств выразительности воспроизводят жизнь? Зачем они пишут рассказы, рисуют картины, лепят статуи, ставят спектакль? Ответив на этот вопрос, мы ответим на вопрос о том, зачем существует искусство.

Всякий художник, воспроизводя настоящая жизнь, изображая в своем произведении тот или иной факт, то или иное событие, всегда стремится выразить свое отношение к изображаемому жизни, то есть те чувства и мысли, которые данный факт или данное событие вызвали в нем самом. Он стремится заразить этими мыслями и чувствами других людей. Он хочет, чтобы и другие люди испытывали те же чувства, что и он, поняли данное явление жизни так же, как понял его он сам.

Но этого мало. Возникает вопрос, зачем художник стремится вызвать в других людях определенное отношение к изображаемой жизни? А для того, чтобы влиять на их поведение, на их деятельность.

Люди действуют в жизни так, а не иначе, в зависимости от того, к какому классу, среде они относятся. В зависимости от этого, они соответственно также относятся к различным явлениям жизни, к различным фактам, событиям, к людям. Среда бытия определяют поведение, понимание жизни. Итак, вызывая в людях определенное отношение к различным явлениям жизни, определенное понимание жизни, художник ставит перед собой задачу изменить поведение людей, меняет их деятельность. А поскольку в результате человеческой деятельности меняется жизнь, то мы имеем право сказать, что художник, влияя на поведение людей, способствует перестройке жизни, его переработке. Это и есть конечная цель всякого искусства.

Попробуем понять это на примере. Предположим, что художник столкнулся, с чем ни будь факту, вызвавшему его возмущение. В этом случае он будет пытаться воссоздать этот факт средствами своего искусства (живописец — с помощью линий и красок, писатель — с помощью слов и т. д.) для того, чтобы вызвать и в других людях такое же возмущение и такую же ненависть, которые живут в нем самом. Он постарается так показать это событие, чтобы его собственное отношение к нему, его понимание этого события дошли до зрителя. Влияя на мысли и чувства людей, на их сознание, художник определенным образом влияет и на их поведение: люди с большей энергией и с большим пониманием дела поведут борьбу с негативным явлением.

Художник свое влияние на людей, средствами своего искусства осуществляет не иначе, как в интересах класса, интересы которого он защищает.

Следовательно, задача искусства должно заключаться в том, чтобы помогать людям понимать жизнь и способствовать перестройке всего мира. Ясно, что именно в этом должно заключаться задача также и театрального искусства.

Деятельность человека, направленная на то, чтобы средствами искусства воспроизводить жизнь и влиять на него в интересах своего класса, называется художественно-творческой работой. Следствием художественно-творческой работы является произведения искусства (повесть, рассказ, картина, статуя, спектакль и т. д.). Тот, кто создал данный шедевр, называется его автором. Автором повести или рассказа является писатель, автором картины – художник живописец, автором статуи — скульптор, автором строящегося дома — архитектор и т. д.