Эгейское изобразительное искусство и архитектура

Довольно часто в критских росписях используется сюжет о соревнованиях девушек и юношей с быками. Художники подчеркивают прекрасные формы тела людей и их гибкость. Зеленый фон гармонирует с коричневыми, белыми цветами.

Резьба по камню и искусство художественной обработки металла достигло на Крите очень высокого уровня. Женские украшения сделаны на Крите не знали себе равных.

Критская расписная керамика характеризуется разнообразием декора и богатством форм. Полные фантазии росписи керамики, здесь и изображение кораллов, медуз, рыб, осьминогов, а также различных орнаментальных мотивов. Многочисленные образцы мелкой пластики свидетельствуют о достижении крито-микенской культуры. Статуэтки из бронзы, золота, фаянса, слоновой кости поражают совершенством технического обработки материала и мастерством исполнения.

Два золотых кубка по Вафио (Пелопоннес) также относятся к памятникам прошлого. На одном из кубков изображена полная экспрессии и динамики сцена охоты на быков: первое животное борется с охотниками, вторая — попала в охотничьи сети, третья — убегает; на втором кубке с правдивой убедительностью изображено быков, мирно пасутся.

Сделана из золота и слоновой кости статуэтка богини со змеями очень интересной. Неизвестный мастер подробно проработал одежда и лицо богини.

Воинственное племя ахейцев около 1400 гг. До н. е. захватило Крит. С тех пор важные центры эгейской культуры стали сосредоточиваться на материковой Греции.

Свои поселения ахейцы строили на высоких холмах и окружали стенами. В середине крепости располагали дворец Базилевса (военный вождь) с помещениями для воинов и слуг.

Дворцы-крепости городов Микен и Тиринфа сохранились до наших дней. Стены крепостей были составлены из крупных, грубо отесанных камней, имевших вес пять-шесть тонн. Эта кладка получила название циклопической, потому что поднимать эти глыбы, казалось, могли только великаны из мифов — циклопы.

В микенской крепости есть главная ворота, называется Левина. Над самой воротами расположена треугольная плита со скульптурным рельефом: это изображение колонны, которая является священным символом правителей Микен; из двух ее сторон — львицы, передними лапами опираются на алтарь. Этот рельеф — единственный представитель монументальной скульптуры Эгейского искусства.

Гробницы ахейских царей — интересные памятники архитектуры. Самая известная из них "казна Атрея", в честь отца царя Агамемнона, который был героем Троянской войны.

Гробница — круглое помещение, диаметр которого 14,5 м. Прикрывает ее своды высотой 13 м, что сужается постепенно вверх благодаря концентрическим рядам кладки с напуском. Своды украшали розетки из бронзы. Узкий длинный коридор (дромос), составленный из каменных плит, ведет к круглой камере. Из каменных квадратов сделан вход в гробницу. А над дверным проемом находится огромная каменная плита, которая весит около 120 тонн.

Микенские росписи на стенах, по сюжету, очень похожи на критские. Мастера изображали акробатические игры с быками, бытовые сцены, охота на кабанов, выезды девушек на колесницах.

Многие изделия декоративно-прикладного искусства найдено археологами в раскопанных шахтных гробницах Микен. Чаши, бронзовые мечи, золотые диадемы, посмертные маски (маска Агамемнона) являются настоящими шедеврами.

Завершило историю эгейских цивилизаций падения рабовладельческих государств Пелопоннеса (около 1200 г. до н. Э. Э.). Эгейская культура повлияла на формирование и становление греческой культуры, соединившей в себе традиции крито-микенской искусства.