Скульптура в Древнем Египте

В Египте поклонялись силам природы. Когда Нил разливался, засухи менялись расцветом растений, это воспринималось как воскресение Осириса — бога растительного мира. Миф об Осирисе породил веру людей в загробную жизнь, а это обусловило возникновение портретной скульптуры и ее развитие. Считали, что душа того, кто умер, может находиться в его скульптурном изображении. Вот почему в Египте вместе с мумификацией трупов был широко распространен обычаи, в местах захоронений ставить статуи.

Высокая степень развития характеризует древнеегипетскую скульптуру. Для статуи присуще спокойная сосредоточенность в выражении лица, статичность поз, симметричность фигур. Все это можно увидеть в образе фараона Хефрена. Взгляд, направленный вдаль, обобщенность формы, фронтальное положение фигуры, лица, лишено аффектации, — эти черты скульптуры, вмененные культ, из поколения в поколение являются основными признаками египетской пластики. Скульпторы Египта хорошо владеют техническими возможностями различных материалов: меди, песчаника, гранита, дерева, алебастра и тому подобное.


/>

Портретные статуи фараонов свидетельствуют о высоком уровне скульптуры (Шепсескаф, Микерина, Джедефра). Идея, которую хотели воплотить их авторы, — показать фараона сыном бога. Отмечаются скульптуры прекрасным моделированием форм и точным воспроизведением пропорций моделей.

Статуи вельмож тоже занимают в египетской скульптуре большое место. Среди лучших из них — портрет Рахотепа и его жены Нофрет. В портретах были правдиво переданы индивидуальные особенности супругов: нежный удлиненный овал лица женщины и толстые губы, полные щеки мужчины. Выразительное лицо архитектора Хемиуна — глубокие века, властные маленькие губы, резкие линии носа — передает жестокий, волевой характер родственника царя, руководителя на строительстве пирамиды Хеопса.

Отмечаются самые талантливые произведения также и остротой, и типизации индивидуальных характеристик. Например, образы вельможи Ранофера и царского сына Каапера.

В это время начинает развиваться мелкая пластика. Большое распространение получили статуэтки рабов, слуг, крестьян. В этих произведениях был изображен представителей низших слоев, так скульпторы не соблюдались канона. Видимо поэтому статуэтки поражают точным воспроизведением занятий египтян, жизненностью. В искусстве Древнего Египта значительное место занимают рельеф и монументальная роспись.