Скифская культура и искусство

Произведения скифского ювелирного искусства предназначались, главным образом, для предметов бытового обихода, одежды, для отделки оружия, снаряжения боевого коня и прекрасно соответствовали установленных форм этих вещей. В основном сюжеты и мотивы скифского искусства происхождению не местные, а заимствованные из стран Древнего Востока. Однако они так переработаны на местный лад, что их восточное происхождение очень трудно определить, а тем более, установить.

Заслуживают внимания уникальные художественные изделия, украшавшие женская и мужская одежда, головные уборы, обувь, оружие, конское снаряжение, а также парадная посуда и другие предметы быта родоплеменной знати. Все они изготовлены преимущественно в технике ковки, чеканки и тиснения, орнаментированные изображениями животных, частями их тела, мифическими чудовищами, что было характерным для искусства Передней Азии. На нашу территорию эти мотивы проникают через Кавказ. Под влиянием искусства местных племен они и приобретают новые самобытные черты.

В 480 году до н. э. в юго-восточной части Крымского полуострова греческие города-колонии объединились и создали Боспорськс царство со столицей Панти — Капе (ныне Керчь). Пантикапей был ведущим политическим, торговым, а также ремесленным центром Северного Причерноморья.

Немало прекрасных изделий мастеров греческих колоний, найденных в захоронениях скифской знати (оружие, украшения женской и мужской одежды, головных уборов, изготовленных из золота и Электра), свидетельствуют о высоком уровне художественного ремесла на Боспоре. Тамошние мастера изготавливали различные металлические вещи на заказ, удовлетворяя художественные вкусы местной знати. Это ярко прослеживается по сюжетам изображений на пластинках из могил местной и скифской знати.

Древнейшие образцы торевтики — украшения для женской одежды — выполнены мастерами Северного Причерноморья. Они обнаружены в курганах VI в. до н. е. у сел Синявки и Бобрица Каневского района Черкасской области. Особого внимания заслуживает головной убор, верхнюю часть которого украшают пластинки в виде оленей, несущихся галопом, отчеканенных в скифском зверином стиле, а нижняя часть заканчивается треугольными бляшками с вытесненными на них солярными знаками (изображение солнца).

Не менее интересный головной убор с Бобрицкого женского захоронения. В нижней части его, размещено солярные знаки, а верх украшают пластинки с изображением лошадей.

Олени, лошади, солярные знаки — характерные проявления обожания явлений природы, животного и растительного мира. Именно поэтому их так часто и охотно изображали в искусстве земледельческих племен.

К тому же времени относятся и пластинки, в виде грифонов (крылатых львов), найденные в кургане у села Марьяновка Васильковского района Киевской области. Эти предметы — характерны для азиатских государств VI в. до н. е.. Это свидетельство о торговых и культурных связях местных славянских племен с греческими колониями Северного Причерноморья и Азией.

Своеобразие изделий, изготовленных в мастерских Северного Причерноморья, заключается в том, что греческие торевты, выполняя заказ на вкус местной родоплеменной знати, воплощали в них и свои, греческие, художественные традиции.

Речь идет о золотом кинжале конца VI — начале V в. до н. с. из кургана Шумсйка. В центральной части ножен изображены спинами друг к другу горные козлы и с нависшими лапами пантеры, словом, эта часть выполнена в зверином стиле по воле скифа. А рукоять кинжала, орнаментирована в виде треугольника с напаянной зернью, что было свойственно традиционной греческой ювелирной технике.