Византийское искусство и культура

После упадка Рима, Римской империя была разделена на две части. Константинополь становится центром восточной империи. Он был основан на месте древнегреческого поселения Византия в 330 году.

В Византию в разные времена входили Египет, Сирия, Македония, Малая Азия. Поэтому вполне естественно, что на византийское искусство, которое на протяжении тысячелетия (395 — 1453 ГГ.) развивалось, влияла не только греко-эллинистические традиции, но и художественная культура, соседей-славян, варварских государств, переднего Востока.

Христианская идеология в эпоху средневековья проникает во все сферы жизни, покоряя искусство, науку, философию. Духовная и светская власть друг друга дополняют: феодалы были одновременно и всесильными церковниками. Искусство этого времени носило отчетливо религиозный характер. Духовно и физически совершенный человек (главный мотив античного искусства) перестает быть в центре внимания художников. В этот период проповедуемые аскетические идеалы, вера в потусторонний мир диктует искусству основную тематику и становится главным орудием в руках церкви.

Догмам христианства было подчинено искусство Византии. Художник зависел от установленных православной церковью канонов. С храмовым строительством связаны значительные достижения византийского искусства. Собор св. Софии в Константинополе (532 — 537 гг.) Является шедевром ранневизантийской архитектуры. Это массивная и огромное сооружение (высота 55 метров).

Основа ее композиции — трехнефная базилика — прямоугольная удлиненная здание. Высокое свода было увенчано гигантским куполом (диаметр 31 м.), Который с двух сторон окружен полукуполами. Сорок узких окон, расположенных в основе центрального купола, во внутреннее помещение пропускают свет, благодаря этому конструкция кажется простой и легкой. Крестово-купольный тип сооружений становится господствующим в IX веке. Такие храмы были увенчаны куполами-куполами.

Храм Феодора в Афинах является примером памятников этого типа. В ярких памятников византийской архитектуры принадлежат храмы, построенные в Равенне: церковь Сан Витале (526 — 547 гг.) И трехнефное базилика Сан Аполлинарий (549 г.), Которые были украшены мозаиками. Общий план зданий со временем усложняется, обогащается внешний декор: скульптурные изображения, мозаичный декор.

Мозаиками и фресками покрываются почти сплошь внутренние стены помещений. На византийскую живопись повлияли эллинистические традиции. Фрески в Кастельсеприо, мозаика в церквях Фессалоник, Никее и Равенны изображают сцены, связанные с жизнью Христа. Мозаики Равенны, в частности церкви Сан Витале, дают представление о раннем периоде византийской живописи.