Сезанн — великий французкий художник импрессионист

sez

Сезанн — один из самых оригинальных фигур в истории искусства последних десятилетий. Сын коммерсанта-банкира, родился на юге Франции. Земляк, школьный товарищ и друг Золя, взялся за живопись только на 30-м году жизни, после неудачных попыток приложить свои силы в литературе и был в этой области почти самоучкой.

Благодаря художнику Золя, вошел в кружок художников — реалистов, который группировался вокруг Э. Мане, из которого впоследствии возникло направление, названное импрессионизмом. Отсюда Сезанн усвоил понимание живописи исключительно как искусства цвета, что и осталось навсегда его основой художественного мировоззрения. Вместе с друзьями импрессионистами Сезанн пытался выставлять свои работы, но все его попытки всегда отклонялись жюри. Но, несмотря на острую жажду общественного признания, он до последних лет жизни оставался совершенно неизвестным широкой публике.

То, что сейчас называется талантом, то есть умение свободно проявить свою творческую мысль, у Сезанна не было. Вот уже десятый раз писал он одни и те же пейзажи, натюрморты и портреты никому не известных персон. От позировавших ему людей, Сезанн требовал почти такого же терпения, которым он и сам отмечался в своих исканиях приемов ее передачи, или, как он выражался, «реализации натуры». Над одним из портретов он проработал более чем 100 сеансов! В конечном итоге оставив эту работу, заявив: «рубашка мне удалась!». Лучшей похвалой и выражением благодарности натуре обычно были его слова: «Вы позировали, как яблоко».

Картины Сезанна лишены любого сюжетного содержания. Живопись его тяжела и, если можно так выразиться, так же “упряма”, как и все его творчество, но, не смотря на это, оно исключительно своеобразно и по-своему глубоко и интересно. Сезанн хотел «сделать из импрессионизма искусство музеев», «строгое и прочное, как картины Пуссена». Этюдной случайности их работ, он противопоставил требование: чтобы картина была «построена» с помощью их аналитического метода противопоставил стремление к синтезу. Художник утверждал, что все в природе можно и нужно свести к геометрическим формам: шары, цилиндры, конуса. Эти элементарные формы взаимодействуют друг с другом, подобно тому, как взаимодействуют дополнительные цвета спектра. Криволинейная форма сгибает прямую линию, так обычное яблоко рядом с другим выглядит иначе, чем врозь.

portrait-of-paul-cezanne-the-artists-son

Сезанн развил в себе острую чувствительность к этим оптическим деформациям. Не заботясь тем, что большинство людей этого не замечают и не чувствует. Изучая «мотив», всегда старался выразить в нем это свое тонкое восприятие формы, словно обаяние шармы для браслетов от goldgloss.ru. В этом Сезанн достиг высшее мастерство, причем даже не передавая освещение предмета или блики света на его поверхности.

Сезанн говорил, «Не существует ни линий, ни моделирования, есть только контрасты, не признавал художник и плоскости, даже изображая поверхность стены, трактовал ее как игру объемов. Лишенный воображения Сезанн ни одного мазка кистью не делал без натуры. При этом, его добросовестность не вызывает ни какого сомнения. Это был исключительно честный, преданный своей задаче труженик.

Только на склоне лет, перед самой смертью художник увидел признание своего труда. Лишь в 1904 для его работ открылись двери выставок и прошлое пренебрежение критиков, сменилось на чрезмерное увлечение и переоценку его творчества. Так, еще недавно никому ненужные этюды мастера, стали цениться на вес золота и к Сезанну, наконец пришло внутреннее удовлетворение. «Я хотел бы, чтобы Золя видел, как я харкаю шедеврами», — высказывался он с присущей ему оригинальностью, вспоминая о своем тогда уже покойного друге детства.

Значение Сезанна в развитии искусства очень велико. Но расценивать его как родоначальника определенных формалистических уклонов было бы несправедливо: в его наследии есть немало такого, что при должном рассмотрение может стать фактором подъема живописного мастерства.