Франсиско Гойя

goia

Франсиско Гойя (1746 — 1828) — родился в небольшом селе, затерявшегося среди арагонских скал близ Сарагосы, в семье ремесленника — позолотчика алтарей. В возрасте 13 лет Франсиско стал учеником местного художника Хосе Лу-сан Мартинесу. После переезда в Мадрид юноша совершенствует свое мастерство и даже участвует в конкурсах, надеясь отличиться в Королевской Академии Сан-Фернандо.

Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и поехал в Италию знакомиться с живописью выдающихся мастеров.

Получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему античной истории (1771), художник возвращается в Сарагосу. Он работает у своего друга придворного живописца Франсиско Байе. Гойя выполнял для Королевской шпалерной мануфактуры панно, которые служили образцами (картона) для гобеленов. Эти работы принесли ему известность. Художник был принят при дворе, написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие», стал членом Королевской Академии. Покровительницей художника при дворе была герцогиня Альба, которая много раз позировала ему, в частности она изображена в образе махи (испанской горожанки) на двух самых знаменитых портретах художника — «Маха обнаженная» и «Маха одетая».

maha

Франсиско Гойя. Маха обнаженная

maha-2

 

Франсиско Гойя. Маха одетая

Зимой 1792 — 1793 гг. Художнику перенес неожиданную тяжелую и загадочную болезнь, несколько месяцев провел на грани между жизнью и смертью. Когда в тяжелые годы больной и одинокий Гойя жил в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), он расписал его стены фантастическими фресками, идея которых осталась загадкой художника. Этот период отмечен обращением к серьезным занятиям офортом. Первая графическая серия из 80 офортов, объединенная названием «Капричос» (1799) поразила современников остротой социальной сатиры, сочетанием гротеска и реальности новизной художественного языка. В ней использованы образы испанских народных поговорок, басен, которые высмеивали человеческие пороки — жестокость, лицемерие. Темы офортов раскрывают борьбу добра со злом, причем зло – часто побеждало …

Слепой и глухой, забытый всеми, художник умер в городке Бордо во Франции, где он скрывался от инквизиции и короля, который заявил, что художник заслуживает казни. Позже, уже в середине XIX в., наследство Гойи стали страстно изучать европейские художники, особенно романтики.