Эль Греко

el-gre

Блестящий расцвет изобразительного искусства начинается с появлением в Испании 1576 Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко (1541-1614), поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит. Эль Греко учился сначала у греческих художников, которые продолжали традиции византийских иконописцев, а затем в Венеции и Риме, в Тициана.

Примерно в 35 лет художник поселился в Испании, жил главным образом в Толедо, где писал на заказ для монастырей и церквей. Именно в этом древнем городе, где все еще царила атмосфера средневековой культуры, талант Эль Греко проявился ярче и обрел силу, превратив живописца в непревзойденного мастера, манеру письма которого не спутаешь ни с какой другой.

Эль Греко был человеком глубоко верующим. Но, судя по картинам, его религиозные представления отличались своеобразием, поэтому испанская инквизиция относилась к нему с большим недоверием и подозрением. Картины Эль Греко иногда напоминают фантасмагорические видения или сны. Впечатления иллюзорности усиливается благодаря легким, бесплотным фигурам, которые словно теряют материальность и вес, вытягиваются, причудливо колышутся, словно языки пламени.

Реализм художника заключался в умении показать в человеке нечто духовное. К примеру, на известном его полотне, «Погребение графа Оргаса», представлены две сцены — земная и небесная. В нижней, земной части монументальной композиции, изображена траурная церемония; наверху — потусторонний мир, где душа графа Оргаса предстает перед Христом, Богоматерью и святыми. Реальный персонаж, богатый и одновременно благочестивый и благоговейный горожанин, пожертвовал все свое состояние на храм, изображен очень одухотворенным. Герои Эль Греко всегда такие — невесомые существа, внешне мало похожи на живых людей, с продолговатыми лицами, с большими выразительными глазами, всем своим существом они направлены вверх, в небо, олицетворяя божественное начало. Хотя колорит многофигурных композиций построен на ярком красочном контрасте, цветовая гамма напоминает золотистые тона мастеров эпохи Возрождения (одежды святых на фоне черного, наряды участников церемонии).

el

Эль Греко «Погребение графа Оргаса»

Большой интерес представляют портретные работы художника. На одних картинах Эль Греко знакомит зрителей со своими современниками, на других появляются образы, далекие от действительности. Изображения святых, характерные для испанской живописи в целом, составляют значительную часть творческого наследия художника. Особенно интересны парные портреты, построенные на сопоставлении разных характеров и темпераментов. Примером может служить картина «Апостолы Павел и Петр», где задумчивость и печаль Петра контрастирует с энергией и властностью Павла. Здесь Эль Греко представляет себя психологом, умеющим заметить и изобразить то, что происходит в душе человека.

Поздние картины Эль Греко отмечены усилением мистицизма. От них веет обреченностью, образы все больше удаляются от реальности. Очень выразительный и трагический смысл картины «Вид Толедо», единого пейзажа в творчестве Эль Греко. Ночной город, словно мираж, застыл в оцепенении на фоне серого, затянутого облаками неба. Игра света и тьмы, многочисленных оттенков зеленого цвета свидетельствует о высоком мастерстве художника-колориста.

При жизни в Эль Греко не было ни учеников, ни последователей, способных продолжить его традиции. Некоторые исследователи видят в творчестве Эль Греко предвестие такого художественного направления ХХ века как экспрессионизм.