Живопись и архитектура Египта во времена Нового царства

В XVIII в. до н. э. Египет был завоеван кочевыми племенами. Произошло это в результате ослабления централизованной власти и роста социальных противоречий.

Период Нового царства (16 — 11 века до н. Э.) Начался после ликвидации господства захватчиков.

Вследствие войны, которые в этот период успешно вел Египет в Нубии и в Сирии, были расширены границы и укреплено государство. Пополняется армия рабов, обогащается сокровищница царя. В Фивах (столицы) — снова идет строительство храмов и дворцов.

Прямоугольные — храмы Нового царства. Их окружали высокие стены. Широкая дорога вела к храму, а с двух ее сторон были размещены статуи сфинксов. Украшенный двумя пилонами с узкими дверями между ними вход в храм. Удлиненный двор находился за входом. Двор, обнесенный колоннадой, переходит в огромный гипостильный или колонный зал и святилище.

Яркими памятниками этой эпохи является Луксорский и Карнакский храмы бога Амона, близ Фив. Каждый фараон достраивал эти храмы на протяжении нескольких веков, украшал их высокими стелами, гигантскими скульптурными изображениями царей и богов, сфинксами, рельефами и настенной живописью.

В архитектуре этих сооружений оригинальным является использование различных колонн. 151 колонной украшен храм в Луксоре. Здесь встречаются растительные колонны и колонны с капителями в форме колокола. В период Нового царства величие сооружений достигалась перспективой чередование колонн, а не только их монументальностью. Продольная колоннада взгляд вела вглубь, а это усиливало эффект пространственной перспективы.

Среди архитектурных ансамблей Нового царства видное место занимает Храм женщины-фараона, царицы Хатшепсут (конец XVI в. До н. Э.). Архитектор этого храма Сенмут, талантливый строитель, на трех Тереса разместил друг над другом три прямоугольника рассчитал так, чтобы горизонтали террас чередовались с вертикалями колонн.

Это сооружение прекрасно вписалась в окружающий пейзаж. Четко выделяются стройные столбы колонн на фоне серо-коричневых скал. Внутреннее убранство храма было очень богатым — многочисленные двери, инкрустированные бронзой, стенопись, серебряные и золотые плиты пола, скульптура. В храме находилось около 200 статуй, среди них не мало воссоздающих образ самой Хатшепсут.

Фараон Аменхотеп IV сыграл особую роль в истории Египетского государства. Пытаясь унизит авторитет жрецов, противопоставлял им свою власть, власть царя, Аменхотеп запретил поклонение богам, начав составлять хвалу только Атону — божеству солнца.

Фараона считали любимым сыном Атона. Он стал называться Эхнатон — "милый Атон". Построенную столицу назвали Ахетоном — "небосвод Атона". Сейчас на этом месте есть селение Амарна, поэтому культура этого времени называется амарнский.

Реалистические тенденции свойственны искусству периода правления Аменхотепа IV. Изображение самого фараона, его жены Нефертити и их детей были очень реалистичны.

Жрецы сопротивлялись реформам Эхнатона. Они снова подняли головы, после смерти фараона. Был запрещен новый бог, а каменную кладку храма Атона было использовано для строительства других храмов в Фивах.