Культура и искусство Египта времен Нового царства

Археологи откопали в 1912 году мастерскую Тутмоса, который был придворным скульптором Эхнатона. В мастерской были видны следы погрома, но портреты Нефертити и Эхнатона уцелели. С гениальной мастерством Тутмос черты лица царицы: мягкий овал, лебединую стройность шеи, едва заметную улыбку нежных уст. В сокровищницу мировой культуры вошло скульптурное изображение Нефертити, он является одним из лучших реалистичных памятников искусства Египта.

Тутанхамон — зять и преемник Эхнатона нашел общий язык со жрецами, но умер в раннем возрасте. Гробница Тутанхамона — дает представление об искусстве того периода, она единственная сохранилась не разграблена. В ней в 1920-х гг. Найдено много предметов искусства: статуэтки, миниатюры, скульптуры, предметы художественного ремесла, рельефы. Также там была золотая посмертная маска восемнадцатилетнего Тутанхамона.

Амарнская культура повлияла на развитие искусства Нового царства.

Все последующие правители, особенно Рамсес II, продолжали вести борьбу с аристократической верхушкой и жрецами. Опять начало разворачиваться храмовое строительство.

Большое внимание было уделено расширению храма Амона в Карнаке. Этот храм поражает пышным декором, грандиозными масштабами, большим количеством статуй.

Многие скульптуры создавались в честь Рамсеса II. Так в храме Рамсеса была поставлена грандиозную статую фараона, а перед Лукорським храмом — шесть крупных статуй царя.

Статуя фараона, которая находится в туринском музее принадлежит к лучшим образам Рамсеса II. В ней реалистично изображены тело фараона, и его одежда. Художник создал образ уверенного в себе и сильного воина.

Искусство Амарны особенно сказалось на росписях гробниц и храмов, в которых художники воспроизводили бытовые сцены ("Молитва под пальмой", "Суп саду" и другие).

Храмы довольно часто вырубали в скалах. Например, храм в скалах Абу-Симбела (нижняя Нубия). Перед ним стояли четыре высоченные статуи царя.

Тяжелое положение населения Египта, непрерывные войны привели к ослаблению государства. Поэтому с 11 в. до н. е. Египет начал терять целостность и прекратил играть господствующую роль среди стран Древнего мира.

Начинает тормозиться строительство, художественная ценность памятников снижается. При эфиопской династии (8 — 7 века до н. э.) произошло возрождение культуры. Об этом свидетельствуют реалистичные скульптурные произведения, например, портрет градоначальника Фив Ментуемхета. В то время Египет уже захватила Ассирия.

На период правления саиськои династии (7 — 6 век до н. Э.) Приходится короткий расцвет египетской культуры. Тяготение к художественным формам Древнего царства становится характерным для искусства. Расцвет художественных ремесел, великолепие и богатство заупокойных гробниц, реалистическую трактовку скульптурных портретов — все это влияло на дальнейшее развитие египетского искусства, которое продолжало развиваться, несмотря на последствия персидского завоевания (525 г. до н. Э. Е.)

Египет был завоеван македонцами в 334 году до н. е. При династии Птолемеев он сохранил политическую самостоятельность. В настоящее время строительство возвращается к старым традиционных форм, например, храмы Дендере, Эсне, Эдфу и на острове Филе.

Очень большое значение имело искусство Древнего Египта для истории мировой культуры.