Как правильно рисовать голову человекаПри тональной проработке любой формы, всегда сперва нужно находить светлое и темное место в портрете или рисунке. Соблюдая светлую и темную гамму полутонов, намечаем границы света, полутени и тени и закрываем их легкой штриховкой. Затем изображаем падающие тени от формы в целом и от каждой детали, и еще раз сверяем свой рисунок с натурой. Моделируя форму головы светотенью, не нужно стремиться, абсолютно точно копировать все светлые и темные пятна, которые видны в натуре. Необходимо стремиться, правильно понять объем формы и распределение света на поверхности этой формы. В процессе работы над рисунком иногда нарушается его целостность. Ухо, например, оказывается очень светлым, а лобовая часть чрезмерно раздроблена морщинами и затемнена, губы резко очерчены. Чтобы избежать этой пестроты в рисунке, на последнем этапе работы части, которые сильно вырываются по тону, следует погасить. Там, где форма чрезмерно раздроблена, ее нужно обобщить, светотень передать плавными переходами. Чтобы хорошо изучить особенности строения головы человека, нужно сделать ряд рисунков людей разного возраста, внимательно понаблюдать и проанализировать особенности строения костей черепа и характер пластики мышц лица и кожного покрова. Пропорции и характер формы головы человека меняются в зависимости от возраста. Так, некоторые наши части тела в детстве округлые (словно выточенные на токарном станке) и нежные, а в более зрелом возрасте они неровные и неуклюжие. Старательный художник все это видит и замечает. С возрастом пропорции головы изменяются: лицевые кости развиваются значительно быстрее, чем черепная коробка, поэтому части удлиняются. До среднего возраста черты лица и формы головы окончательно формируются. На лице определяются выступления скуловых и височных костей, четко читается часть подбородка, вокруг рта и носа, у глазничных впадин появляются складки. Автопортрет перед зеркалом как учебное задание обладает положительным моментом, так как он заставляет быть внимательным и требовательным к себе, а это, в свою очередь, подводит молодого художника к тонкостям мастерства. Рисуя постороннего человека, мы вполне довольствуемся внешним сходством. В автопортрете нам этого мало. Мы всегда будем стремиться найти те едва заметные детали, которые не в состоянии уловить даже фотография. Постепенно от работ над портретом с натуры можно будет переходить к картине человека в полный рост. Одновременно с длительным изучением натуры нельзя забывать делать наброски и короткие зарисовки. Используйте каждую свободную минуту, каждый удобный момент. Хорошо владения рисунком поможет легко справляться и с любыми задачами в живописи. |
Каталог товаровИстория искусства |
Как рисовать портретРисование для детей |