Художественный стиль Древнего Египта

Древнеегипетская культура — одна из древнейших в истории человечества. Она оставила после себя удивительные сфинксы, величественные каменные храмы, покрытые великолепными узорами колонны, гигантские фигуры фараонов и множество изображений маленьких рабов и крестьян.

В нашем представлении эта культура ассоциируется с гигантскими, направленными в горячее голубое небо пирамидами — этими гробницами всевластных фараонов, каменными глыбами, которые проработаны руками тысяч людей в течение десятков лет.

Одновременно древнеегипетская культура в другом, более интимном проявлении предстает перед нами и в замечательных бюстах египетской царицы Нефертити, лицо которой поражает своей грациозностью и теплотой, лаконизмом и простотой линий.

Стилевые черты культуры Древнего Египта развивались с 3 тыс. До 332 г. до н. Э. е. — года завоевания Египта Александром Македонским и начала эллинистической культуры. Чем больше знакомишься с культурой Древнего Египта, тем более удивляет его монументальное искусство условных форм и геометрических линий.

В стиле художественной культуры, который создали египетские архитекторы, скульпторы, художники, отразились особенности общественного строя, религиозное мировоззрение египтян, их этические и эстетические идеалы. Древний Египет был рабовладельческим государством с централизованной деспотической властью во главе с фараоном. Большую роль в общественной жизни государства играла кастовая иерархия жрецов. Религия египтян, тесно связана с культом умерших, требовала строительства крупных гробниц, создание методов мумификации.

Большое влияние на культуру египтян имели также природные условия. Необходимость вести ирригационные работы в долине Нила вызвала развитие научной и конструкторской мысли. Экзотическая природа, красочная тропическая флора влияли определенным образом на эстетические вкусы народа и на развитие художественных талантов. Развитие астрономии, математики и геометрии повлияло на геометричность форм архитектуры и искусства. Все это обусловило особенности художественного стиля, в котором реалистические элементы, тонкое чувство форм и цветов прочно связаны с условностью изображения, идеализацией и восхвалением фараона, жрецов и их окружения.

Классовое расслоение общества отразилось особенно на архитектуре Древнего Египта и в первую очередь на градостроительстве. Характерным примером является город Кахун, которое было разделено на две части стеной. В большей части размещались дворцы фараона и знати, в меньшей — маленькие лачуги ремесленников и городской бедноты

Жилье богатого египтянина представляло собой целый комплекс помещений для членов семьи, гостей, прислуги и для хранения различных продуктов. В городах оно строилось из кирпича-сырца и имело два или более этажей, широкий двор с фонтаном и колоннадой, значительное количество подсобных помещений. Стены дворцов были расписаны. Кроме городских домов, состоятельные египтяне имели загородные виллы с большими садами и виноградниками.