Стиль в изобразительном искусстве

Вследствие буржуазных революций в Англии в начале, а во Франции в конце XVIII века изменился исторический смысл художественной культуры. Однако классицизм остался господствующим направлением. Специфические черты классицизма, существовали рядом с содержанием абсолютизма и содержанием буржуазного просветительства XVIII в. Он приспосабливался к новому буржуазному обществу.

Относительная самостоятельность формальных признаков стиля может проявиться в совершенно противоположном направлении: единство конкретно-исторического содержания может оказаться в разных по своим формам стилях.

Стиль следует отличать от творческого метода и направлений художественного творчества. Так, реализм, романтизм, импрессионизм, натурализм — термины, употребляемые преимущественно в смысле художественного метода как единства общих принципов художественного познания. Термин «романтизм», например, может означать и определенный художественный метод, а также конкретное течение в европейском искусстве и в литературе XVIII — начале XIX века.

Конструктивизм можно рассматривать как творческое направление в архитектуре, нашел определенное применение в различных стилях и как конкретное историческое явление, как стиль советской архитектуры 20-х годов. Нужно принимать понятие стиль и рассматривать его отдельные проявления как исторически конкретные явления, отразились в истории развития материально-художественной культуры.

Понятие стиля течение последнего столетия вызывает оживленные дискуссии среди искусствоведов и философов, которые по-разному понимают суть и особенности его развития.

Например, швейцарский искусствовед Г. Вельфлин в своей работе «Основные понятия истории искусства» превратил категорию «стиль» в абсолют, оторванный от содержания. Все творчество человечества он делит на три стиля (схематический, технологический и декоративный) или на два (линейный и живописный). Вельфлин и А. Рюгль отождествляли понятие стиля и метода, благодаря чему реализм, импрессионизм трактуются как переходные стили.

Немецкий искусствовед Э. Кон-Винер, автор популярной «Истории стилей изобразительного искусства», рассматривал развитие стиля в зависимости от декоративных моментов в прикладном искусстве и архитектуре. По его мнению, циклически повторяются три стиля — конструктивный, декоративный, орнаментальный. Такая классификация правомерна по анализу генезиса стиля, но она лишена исторической конкретности и подчеркивает только законы развития стиля, что, как и любое явление в природе, по законам диалектики проходит стадии своего формирования, расцвета и упадка.

В художественном стиле эти стадии оказываются соответственно в схематизации, гармонии и декоративности стиля, лишенных связей с конструкцией и материалом, лишенных единства целесообразности и совершенства.

Такая трактовка стиля нашло отражение в трудах отдельных ученых в области эстетики, однако неправомерно было бы подменять конкретно-исторический смысл стиля признакам определенных этапов его генезиса. Это приводит, в конечном счете, к отрицанию принципа историзма стилей, отрыва эстетических категорий от конкретных общественных условий, подмена исторической категории эстетической, вне времени и пространства. Однако это не означает, что каждый стиль монолитное явление.