Стиль как способ выражения в изобразительном искусстве

Стиль невозможно рассматривать метафизически, а лишь в процессе его развития. Уже во время расцвета определенного исторического стиля можно наблюдать первые ростки другого стиля, который только рождается. Так, в романской архитектуре можно заметить черты готики, а в отдельных произведениях эпохи Возрождения начинают появляться динамические формы барокко. Таким образом, в обществе могут одновременно сосуществовать разные стили.

Историческую конкретность стиля, его зависимость от жизни и идеологии эпохи, общества подчеркивала в своих критических произведениях скульптор В. Мухина: «Стиль, — писала она, — это изобразительная форма, рожденная идеологией данной эпохи. Стиль рождается тогда, когда художник не только умом познает идеалы своего времени, но тогда, когда он иначе не может уже чувствовать, когда идеология его века, его народа становится его личной идеологией. Стиль способ выражения данной эпохи в любом искусстве ». Исходя из такого понимания стиля, В. Мухина выступала с откровенной критикой проявлений копирования классицизма и барокко в советской архитектуре, за создание нового стиля эпохи.

Генезис стилей исключительно интересное и недостаточно исследовано явление. К его раскрытию близко подошел советский архитектор М. Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха», посвященной стилю в архитектуре, он доказывает, что каждый исторический стиль является продуктом своей эпохи и отражает ее эстетические идеалы. Произведения периода расцвета каждого из исторических стилей не могут быть превзойдены, потому что не могут быть оторваны от современного им общества и его эстетических идеалов. Он считает, что схематизм искусства египтян была не продуктом неумение, как полагает кое, а проявлением мировоззрения, определенным пониманием формы, и поэтому условная графичность форм здесь является естественной.

Характерными чертами генезиса стиля в архитектуре М. Гинзбург считает рождения определенных конструктивных систем, полностью отвечающих характеру материалов и конструкции. Следующий этап развития нового стиля — создание эстетической системы, которая изначально тесно связана с конструктивной, а дальше все больше живет собственной жизнью, превращаясь в систему декоративную.

Эволюцию стиля нетрудно проследить на примере развития древнегреческой архитектуры, романского стиля или готики. Исходя из этой точки зрения, можно считать рококо конечной декоративной стадией развития барокко. И в этом нет ничего удивительного, потому что невозможно точно определить рамки явлений, которые переходят друг в друга. Ясно только, что стиль как конкретное историческое явление, которое охватывает все проявления жизни данного общества, воплощает в себе его наиболее обобщенные художественные черты, эстетические вкусы и идеалы.