Современное понятие стиля и моды в искусстве

Каждому историческому периоду присущ свой стиль, значение которого можно вполне понять, только осознав все особенности эпохи, ритмы ее жизни, эстетические идеалы. Каждый новый стиль рождается только на почве своей эпохи, своей жизни и общественных интересов:

Только вспышка творческой энергии, что породила современность и создала художников, которые могут работать, не в каком угодно стиле, а только единственным языком современности, отражая средствами своего искусства настоящую суть сегодняшнего дня. Его ритм, его повседневную работу и заботы и его высокие идеалы — только такая вспышка может зародить новое цветения, новую фазу в эволюции формы, новый и истинно современный стиль.

Творческий стиль был бы невозможен без горения и творческих поисков, которые присущи человеку творческому, в какой бы отрасли он не работал. Именно эти искания и находки, подслушанные в ритмах жизни, а порой и предусмотрены творческой фантазией художников, выливаются в новые средства и приемы, которые становятся «модными» в отдельных общественных и профессиональных кругах. Они постепенно или распространяются на все общество или остаются не принятыми, ждут свое время или исторических условий для воплощения в жизнь. Здесь мы подходим к понятию моды.

С модой встречаются все, однако, отношение к ней разнообразное. Слово «мода» происходит от латинского modus, что означает определенную степень или размер. Родственные слова — модуль, модель — означают разновидность, сходство, образец.

Все эти термины указывают на повторение какой-то степени, образца. Мода и моделирование живут в сфере изготовления предметов одежды, существует «женская мода», то есть образцы новейших моделей одежды для женщин, «мужская мода» — для мужчин, «детская мода» — для детей. В широком смысле мода — это господство (преимущественно недолгое) определенных вкусов. Мода отражается также на формах мебели, предметов быта, орудий труда и транспорта, на архитектуре. В отдельные периоды каждый замечает ее проявления. Вы или дружите с ней, или смеетесь над ней, но не остаетесь равнодушными. Рано или поздно она покоряет всех. Пока определенную моду используют только отдельные люди, она выступает как чудачество, и вы можете игнорировать ее, даже насмехаться над ее сторонников, но как только она овладеет большинством общества (в пределах вашего города, предприятия, знакомых, друзей), вы начинаете чувствовать себя чудаком, потому что теперь уже на вас обращают внимание. Об этом Гегель сказал так: «Следовать моде глупо, а отставать от нее смешно».

Взаимосвязь моды и общества

Мода в определенной степени является посредником между обществом и индивидуумом, между отдельными слоями и группами общества. В этом смысле большое значение приобретают исследования социальной психологии. В основе моды как осознанного явления человеческого общества лежит тенденция культурного и этнического притяжения, поскольку человек является по своей природе животное общественное, и одновременно тенденция взаимного отталкивания.

Так, например, в пределах определенной этнической единства всегда есть бытовые различия — покупая одежду, телефоны, жилье, выбирая украшения — люди стараются выделяться из окружающих. Это можно наблюдать и у народов с родовым строем, и у современных этнических групп, даже в пределах одной области или района по-разному одеваются, в разные цвета красят дома и тому подобное.

Этот природная психологическая тяга к отталкиванию, приобретает новые черты в классовом антагонистическом обществе. В рабовладельческом обществе мода стала орудием подавления, подчеркивала социальное неравенство в обществе. В Древнем Египте каждая каста имела свои моды на одежду, свои знаки, которые отделяли ее от других. В социалистическом обществе, мода продолжает свое существование, но постепенно теряет классовые и кастовые черты. Она возвращается на новый, более высокий уровень в своей психологической первоосновы.

В социалистическом обществе мода перестает быть принадлежностью отдельных групп населения, она становится инструментом эстетического воспитания, продуктом творчества модельеров, архитекторов и художников.

Историчность моды, то есть ее господство на всех этапах развития человечества, является доказательством того, что она будет существовать и в будущем обществе.

С вопросами моды повседневно сталкиваются работники министерств, заводов, инженеры и конструкторы. Она не проходит даже такой специальной области, как самолетостроение.

Известный авиаконструктор А. Антонов писал: «Некоторые вульгаризаторы марксизма в свое время объявили моду атрибутом разложения буржуазного общества и, следовательно, заставляли считать, что у нас в Советском Союзе ей не место, что она не свойственна социалистической культуре. А на самом деле наш народ проголосовал за моду рублем: он перестал покупать туфли и ботинки с широкими носами, чрезмерной ширины штаны».